"Род человеческий": выставка Ольги Мичи в центре визуальной культуры "Бетон"
В середине прошлого века американский фотограф Эдвард Стэйхен представил в Нью-Йорке свой взгляд на "Род человеческий". Его выставку с таким названием критики назвали своеобразной гуманитарной помощью послевоенному миру. Она должна была демонстрировать единство народов Земли. Выставка не выглядела как высокоинтеллектуальная, это не было нужно людям, которые выжили в глобальной катастрофе – Второй мировой войне. Но она оказалась настолько своевременной и популярной, что объехала весь мир, 37 стран на всех континентах, даже в некоторых деревушках побывала – гватемальских, индийских, японских. Современный фотохудожник Ольга Мичи вознамерилась устроить своего рода диалог с той выставкой через несколько десятилетий. Ее экспозиция под тем же названием открылась в столичном центре визуальной культуры "Бетон". У выставки есть подразделы, со своими названиями.
Ольга Мичи – фотохудожник. Долгое время она работала фотокорреспондентом – безоценочно фиксировала мир на камеру. Когда захотелось авторского высказывания, создала серию работ о племенах, в которых на тот момент проводила много времени. Так, в 2019 году родился проект "Уязвимые". Это фотопортреты жителей Африки, Мьянмы и Чукотки. По просьбе автора герои позируют в тех нарядах, в которых хотели бы, чтобы их увидел западный зритель. "Мой герой пришел с автоматом, в маске Бэтмена. Интересно, что маски Бэтмена и вообще детские принадлежности мы привозили в племя и всегда раздавали детям. И когда мы раздали подарки, детям маски были совершенно неинтересны. А вот этот герой примерил на себя такую маску. То есть современному представителю племени уже автомата Калашникова недостаточно, теперь он хочет выделяться и как супергерой для своего народа", – рассказала фотохудожник Ольга Мичи.
Вельможа, повелевающий жизнями других. Смуглая Джоконда из племени мурси – большая редкость запечатлеть ее улыбку. Профиль эпохи с патронами вместо бигуди. Жизнь малых народов неотделима от всего мира. Наши выборы влияют и на них, на их самоощущение. И если в глобальном мире человек отказывается от индивидуальности, корней, традиций, то как будет жить и выглядеть вскоре общество? Проект "Лицо божества" рассматривает эти проблемы глубже. На него Ольгу вдохновила частная коллекция масок в Дильсдорфе: от пещерных, первобытных, африканских до современных шлемов – настоящая эволюция нашего общества. "Мы видим маски спорта и понимаем, что у футбола и других видов спорта огромные фан-клубы, но есть маски, которые нас пугают, например маски военные, маски ОМОНа, маски, которые защищают человека от продуктов его жизнедеятельности. Во время ковида – и медицинские маски", – пояснила Ольга Мичи.
Почти сотня масок, сфотографированных, а затем переложенных на созданные компьютером фоны. Ольга убеждена, что современное искусство должно быть рассказано современным языком. Так, совместно с Алексеем Логиновым – участником группы "ГрОМ" – исследовали воздействие массовой культуры на человека: как трансформируется общество и даже деформируется. Фотографии совместили с работой искусственного интеллекта. Чтобы добиться нужного выражения лиц, каждого персонажа генерировали до 200 раз. "Все они фотографически натуралистичны. И человек, который на это все смотрит, вдруг оказывается совершенно в другом мире. Он начинает задумываться и понимать, что сегодня окружающий мир из себя представляет. Вот это – фотография или не фотография", – поделился участник арт-группы "ГрОМ", куратор выставки Алексей Логинов.
Вся выставка – это единый рассказ об обществе и тех проблемах, которые существуют в нем. Все герои реальны, даже сгенерированные искусственным интеллектом. Уже после создания работ, авторы случайно нашли их копии в соцсетях. А потому не стоит воспринимать работы как просто картинки, говорят создатели.