Златоустовская гравюра: как сегодня сохраняют традиции художественного промысла?
Златоустовская гравюра знаменита не только в России, но и за её пределами. С помощью этой технологии поверхность изделия украшают серебром, золотом или никелем. Как рождаются произведения уральских мастеров, узнала Яна Паустовская.
Военная тема — один из традиционных мотивов златоустовской гравюры. Искусство зародилось еще в XIX веке. Всё начиналось с украшения клинков и сабель. Современные предприятия продолжают традиции старых мастеров. Как и в прошлом, сегодня в обработке изделий используют три металла — никель, серебро и золото. За основу берут материал попроще – латунь. На него наносят тончайший рисунок и начинают колдовать. "Это битумный лак, он защищает металл от химического воздействия. Сейчас я нарисую лаком, потом высушу, гравировальной иглой отгравирую. Есть точки разделительные линии. После чего изделие пойдет в травление", – комментирует художник-гравёр Анастасия Чумихина.
В таком виде изделие погружают в активный раствор, где начинается химическая реакция на необработанные битумным лаком участки. "Раствор взаимодействует с поверхностью метала, растворяет его в себе и получается глубина. Если там более мелкий рисунок, то нужно не так глубоко травить, потому что нарушается гармония рисунка", – объясняет химик-технолог Павел Захар.
Чтобы этого не случилось, мастер должен буквально чувствовать металл и рисунок на нем. Технология обработки не меньшее искусство, чем нанесение филигранных линий орнамента. "Это большой симбиоз всего: без технической составляющей сделать что-то практически невозможно. А чтобы потом это украсить нужна художественная составляющая. Своя техника исполнения, свои рисунки. Узнаваемость и читаемость присутствуют у города. Это свои мастера, которые из поколения в поколение воспитывались", – рассказывает начальник производства Александр Коростелев.
Дальше попадаем в цех гальваники. Здесь изделия покрывают никелем, серебром и золотом. Слой за слоем в нужные места рисунка наносят разные металлы. Работа кропотливая и многоэтапная. Здесь изготавливают изделия и из цельного золота и серебра. Всё вручную и с душой, поэтому и сегодня произведения уральских, златоустовских мастеров гравировальщиков ценятся так же высоко, как и много лет назад.