В Москве представили выставку еврейского авангарда
Более ста живописных и графических работ Марка Шагала, Натана Альтмана, Давида Штеренберга и других художников представили в Еврейском музее и центре толерантности. Выставка демонстрирует, как зарождался и развивался еврейский авангард. Анастасия Павлова – подробнее.
Это натюрморт 31-летнего Натана Альтмана в авторском оформлении. В то время он занимался сценографией, украшал Петроград к годовщинам революции и создавал агитационный фарфор. 33-летний Марк Шагал изобразил любовь на сцене для московского государственного еврейского театра ГОСЕТа. Себя нарисовал на руках у Эфроса, который и посоветовал главному режиссеру театра Грановскому взять художника на работу. "Именно эти художники занимались изучением национального искусства и его переосмыслением через новый живописный язык, язык авангарда. Это безусловно отсылает нас к тенденциям модернизма, где примитивное искусство легло в основу. Мы знаем, что это искусство Африки, Океании, которое модернизм успешно адаптировал. То же самое произошло и в этом явлении", – рассказала исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности, куратор выставки Кристина Краснянская.
Еврейские художники опирались на национальную традицию, то есть на все, что видели в детстве. Вот раскрашенные флажки, с которым дети приходили в синагогу на осенний праздник Симхат Тора. А это практически еврейский лубок. На стене Аарон-Кодеш – хранилище для свитков Торы в синагоге, по традиции с грифоном и оленем. "Дома в любой еврейской даже самой бедной семье были мизрахи, то есть, если человек хотел помолиться, он всегда обращался к этому мизраху. Различные амулеты, где использовались различные еврейские символы, буквы, орнаменты Это то, что сопровождало ребенка в этом младенческом возрасте, потому что большая часть амулетов защищали именно ребенка и его мать, потому что они были самыми уязвимыми членами еврейской общины", – поделилась директор Исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности, куратор выставки Светлана Амосова.
Авангард еврейских мастеров стал новым международным языком быстро – практически за два десятилетия. Кураторы выставки рассматривают период с начала 10-х годов по 30-й. В это же время появилось объединение Культур-Лига. В него входили еврейские художники, писатели, режиссёры, издатели, которые развивали новую культуру на идише. Московское отделение "Культур-Лиги" в марте 1922 года организовало в столице выставку трех художников: Натана Альтмана, Давида Штеренберга и Марка Шагала. Местом проведения выбрали особняк в Большом Чернышевском переулке. Каждому автору выделили по залу. Сохранился каталог той выставки, в нем перечислено 55 работ. Залы особняка воссоздали и сделали центром экспозиции. Здесь, как и сотню лет назад, семь натюрмортов Штеренберга. Музы Марка Шагала – танец, драма, музыка и литература. Ее олицетворяет переписчик священных текстов. "Наверное, это была такая главная точка, пик развития Культур-Лиги как явления, как объединения, потому что по концентрации художественных достижений, по значительности участников уже больше и лучше ничего не было", – отметила куратор выставки Мария Гадас.
Отдельный зал экспозиции посвящен творчеству художников 20-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера и супрематизма Эля Лисицкого до произведений, где заметно постепенное затухание авангардных тенденций. Еврейское искусство стало частью советского "большого стиля".