13 марта 2024, 11:30 13 марта 2024, 12:30 13 марта 2024, 13:30 13 марта 2024, 14:30 13 марта 2024, 15:30 13 марта 2024, 16:30 13 марта 2024, 17:30 13 марта 2024, 18:30 13 марта 2024, 19:30 13 марта 2024, 20:30 13 марта 2024, 21:30

В Эрмитаж привезли испанскую живопись из коллекции Пушкинского музея

  • В Эрмитаж привезли испанскую живопись из коллекции Пушкинского музея
  • Картинка
    В Эрмитаж привезли шедевры испанской живописи из собрания Пушкинского музея
  • В Эрмитаж привезли испанскую живопись из коллекции Пушкинского музея
Выставка "От готики до Гойи" охватывает период с конца XV до начала XIX века – от поздней готики до эпохи романтизма.

Не соперничество, а сотрудничество. В Эрмитаж привезли шедевры испанской живописи из собрания Пушкинского музея. Выставка "От готики до Гойи" охватывает период с конца XV до начала XIX века – от поздней готики до эпохи романтизма. Полотна мастеров прошлого увидел Дмитрий Ясковский.

Они, наконец, встретились. Два портрета Мурильо – "Мальчик с собакой" и "Девочка с корзиной фруктов" были разлучены почти на столетие. В 1930 году "Девочку" передали в только что созданный Пушкинский музей, мальчик остался в Эрмитаже. Принцип "отнять и поделить" тогда главенствовал и в искусстве тоже. "Это причуды большевистской культурной политики, чтобы рабочий класс посмотрел на одного Веронезе в Эрмитаже а вторая, девушка поедет в Москву. Большой пейзаж Пуссена здесь, другой в Москве", – рассказал заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Илья Доронченков.

Ошибок прошлого сегодня уже не исправить, поэтому Эрмитаж и Пушкинский музей решили объединить пары хотя бы на время. "Делили вещи, которые являлись парными – это примитивный подход, который казался бухгалтерам самым простым. Такие были драматические времена, тем самым породнили наши музеи. Теперь мы делаем одну за другой – не совместные, а перекликающиеся выставки", – заявил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Картины для этой экспозиции подбирали по принципу не только парности, но и созвучия. Два натюрморта Антонио Переды казалось бы тоже пара, но на самом деле их объединяет лишь формат, год написания – 1652 и схожесть композиции. Часто близкие по сюжету полотна подбирали коллекционеры или музейные работники. "То, что мы всегда считали парами, не всегда пары на самом деле. Это как иногда смотришь на мужчину и женщину, кажется, что они – семья. На самом деле не семья, но им вместе хорошо", – говорит Илья Доронченков.

Хорошо вместе и графу Оливаресу с королем Филиппом IV кисти Веласкеса, и двум полотнам Мурильо, объединенным темой жизни Христа. Правда, как считают специалисты, картины "Бегство в Египет" и "Распятие" сам художник вряд ли соединил бы в сюжетную пару. Второй принцип, по которому пошли создатели выставки, хронологический. Он объединяет художников так называемого золотого века испанского искусства – от готики до Гойи. При этом Эль Греко выпадает из общего стилистического ряда. Его Иоанн Креститель написан в манере греко-византийской живописи того времени. "Он обучался иконописи на Крите, который к тому времени был провинцией Венеции. Живописцы могли писать в нескольких манерах – итальянской, романской, и византийской", – отметил заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Святослав Савватеев.

От церковной живописи XV века до портрета Лолы Хименес Франсиско Гойи – почти 400 лет истории. И зритель может проследить как кисти испанских живописцев отражали события в жизни своей страны. Для музейных работников, выставка – это пример сотрудничества, в котором нет места повторению ошибок прошлого. "Нам удалось недавно с большим трудом пробить изменения в законе о музеях, который провозглашает неделимость музейной коллекции. В случае если у коллекции есть концепция, если вещи по концепции должны быть здесь, то их никуда разделять нельзя. И, в принципе, это должно мешать волюнтаристским переделам музеев, которые для нашей действительности были характерны в течение многих лет", – сообщил Михаил Пиотровский.

Пока парными картинами из Эрмитажа и Пушкинского музея можно полюбоваться. Скоро "Девочка с фруктами" Мурильо вернется в Москву, а "Мальчик с собакой" будет ждать с ней новой встречи.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация