4 апреля 2024, 08:09 4 апреля 2024, 09:09 4 апреля 2024, 10:09 4 апреля 2024, 11:09 4 апреля 2024, 12:09 4 апреля 2024, 13:09 4 апреля 2024, 14:09 4 апреля 2024, 15:09 4 апреля 2024, 16:09 4 апреля 2024, 17:09 4 апреля 2024, 18:09

Выставка "Цвет сквозь эпохи" – в Центре имени Грабаря

  • Выставка "Цвет сквозь эпохи" – в Центре имени Грабаря
  • Картинка
    Выставка "Цвет сквозь эпохи" – в Центре имени Грабаря
  • Выставка "Цвет сквозь эпохи" – в Центре имени Грабаря
Посвящена деревянной полихромной скульптуре.

"Цвет сквозь эпохи". Новую выставку в Центре имени Грабаря посвятили деревянной полихромной скульптуре. Современному человеку привычнее видеть естественный тон материала – но раскрашивать статуи было принято и в Древней Индии, и в эпоху барокко. Не чужда эта традиция и русскому церковному искусству. В Центре Грабаря с момента основания разрабатывают методы реставрации этих необычных памятников. Юлия Струкова увидела результат.

В 40 экспонатах многолетний кропотливый труд реставраторов. Сакральная русская скульптура, которой раньше в храмах было так же много, как икон, явление исчезающее. Работают с ней по принципам, сформулированным Игорем Грабарём: памятник после реставрационного вмешательства должен оставаться исторически подлинным. "Их уже невозможно вернуть к первоначальному виду, задуманному автору. Это невозможно, как нельзя войти в реку дважды. Это уже лицо с морщинами", – рассказала реставратор полихромной деревянной скульптуры научно-реставрационного центра им. Грабаря Людмила Синицына.

Царские врата из Суздаля, сделанные в XVI – XVII веках, как показал химический анализ, изначально были расписными. Но позже их приспосабливали, преобразовывали. Когда в XVIII веке в моду вошло барокко, позолотили и оставили золотыми. Новые технологии и материалы, появившиеся сейчас, в работу внедряют аккуратно. "Это легко обратимый материал. Мы пользуемся только обратимым материалом, чтоб было легко. Можно было убрать и вернуть это состояние до реставрации", – отметил зав. отделом деревянной полихромной скульптуры научно-реставрационного центра им. Грабаря Владимир Симонов.

Здесь очень много работ, связанных с золочением, которое было разных видов: матовое и глянцевое. Фигуры двух ангелов из музея Дмитровский кремль приводили в порядок около года. "Сложность в том, что всегда разные блики. Когда собираешь, уже цельность скульптуры. Тут заключается мастерство, чтобы поймать блеск. Всё время под разным освещением золото как бы даёт разные отблески", – подчеркнула художник-реставратор полихромной скульптуры научно-реставрационного центра им. Грабаря Екатерина Куликова.

Каждый экспонат – индивидуальность. Вот две пары брачных венцов из собрания Исторического музея. Сделаны из цельного блока дерева путем выдалбливания сердцевины, расписаны в темперной иконописной манере. Декоративные панно и скульптуры из Грота усадьбы "Кусково" из ракушечника. С такими произведениями, повидавшие немало диковин, сотрудники Центра Грабаря столкнулись впервые. Перламутр отлетал, раковины разрушались и долго решали, как с этим быть. "Какие-то части мы отдельно снимали со скульптуры, обрабатывали и уже потом возвращали на скульптуру. То есть работа была колоссальная. Она длилась три года", – добавила Людмила Синицына. Индийская скульптура из экзотического дерева редкой резьбы – ещё один вызов для реставраторов. Удалось её расчистить, а при исследованиях даже выяснить подлинное имя божества – Махини.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация