21 апреля 2024, 21:09 21 апреля 2024, 22:09 21 апреля 2024, 23:09 22 апреля 2024, 00:09 22 апреля 2024, 01:09 22 апреля 2024, 02:09 22 апреля 2024, 03:09 22 апреля 2024, 04:09 22 апреля 2024, 05:09 22 апреля 2024, 06:09 22 апреля 2024, 07:09
  • Сергей Зенин

Сергей Зенин отправился туда, где российских журналистов не было более 30 лет

  • Сергей Зенин отправился туда, где российских журналистов не было более 30 лет
  • Картинка
    Сергей Зенин отправился туда, где российских журналистов не было более 30 лет
  • Сергей Зенин отправился туда, где российских журналистов не было более 30 лет
На очереди новый яркий репортаж от корреспондента ВГТРК Сергея Зенина из Афганистана. На сей раз он отправился на юг страны, на границу с Пакистаном, где российских журналистов не было более 30 лет.

150 километров трассы "Кабул-Джелалабад" еще нужное преодолеть, треть маршрута занимает горный серпантин перевала Махипар. Он начинается на высоте 1790 метров и буквально ниспадает в долину до отметки 575. Рядом, обгоняя автомобили, с грохотом водопада несется река Кабул. Это самая опасная горная дорога в Афганистане и одна из самых опасных на планете. Но сегодня здесь может убить только природа, а сорок лет назад еще и человек убивал человека. Колонны советской техники регулярно горели на Махипаре, как пороховые дорожки. Поездка на броне по этим горам была подвигом, еще большей силы духа требовала работа по прикрытию наших колонн. Группы спецназа взбирались на с виду неприступные скалы, чтобы найти и обезвредить моджахедов.

На протяжении семи лет своей афганской войны Олег Иванович Гонцов десятки раз выполнял такие задачи. Звание Героя Советского Союза он не получил, но три ордена Красной Звезды – заслуженные награды, говорящие о многом. Для тех, кто в 80-е проехал через Махипар, Гонцов – это имя.

Энергия у Гонцова такая, что эти ничего не понимающие по-русски афганцы стоят и просто слушают, как звучит язык сильного человека. Последний раз русскую речь слышали в этих местах без малого 40 лет назад.

Олег Иванович согласился сопровождать журналистов в поездке по Афганистану. Благодаря этому человеку и его связям среди афганцев стало возможно показать зрителю эту уникальную страну в незнакомых никому деталях. 35 лет здесь не было ни одного русского человека и действительно интерес именно вот к русским. Как так? Вот так. Все-таки сделали мы много хорошего в Афганистане.

Документальная хроника, возвращающая нас в 80 годы прошлого века – колонна российской техники едет в сторону Джелалабада. Кадры снятые с головной машины уже не повторить, древний мост, прослуживший больше сотни лет, взорвали американцы. Рядом с руинами быстро кинули новый для своей техники. И так они относились ко всему, без уважения – за это в результате и поплатились. Мост над красной рекой им тоже не простили.

Афганистан — это, конечно, удивительная страна. Проехав от Кабула до Джелалабада каких-то 150 км, за перевалом люди убирают первый урожай, здесь есть абсолютно все. Красная река еще одно тому подтверждение, она берет начало в предгорье, где находится месторождения меди, и добывать эту медь можно открытым способом.

В сторону Пакистана едут сотни машин, груженных медной рудой, углем и другими полезными ископаемыми. На прохождение границы у стоящих в конце очереди уйдет не менее суток. Задержек нет, все четко, но самый крупный терминал просто не справляется с такими объемами.

"У меня большая машина, я полностью доволен своей работой. Подождать можно, если получаешь 600 долларов. От погрузки до переезда в Пакистан у меня уходит примерно две недели. Но бывает, что делаю и шесть рейсов в месяц. На зарплате это не сказывается, но я люблю свою работу", – поделился один из водителей.

Движение на пункте пропуска начинается около 7 утра и заканчивается примерно в 7 вечера, за эти 12 часов афгано-пакистанскую границу успевает пересечь порядка 1300 грузовиков только в одном направлении, обратно едет не меньшее количество фур — это огромные объемы грузов. Те, кто говорят, что Афганистан находится в блокаде, сильно ошибаются.

О блокаде напоминает американская пресса, как только Исламабад вводит очередные ограничения. Но сознательно никто не говорит о том, что меры эти временные, что это просто элемент давления Пакистана, попытка получить более выгодные торговые условия. Никто границу не закроет, это же бизнес.

Здесь есть скрытая галерея, по которой люди проходят в Пакистан и обратно. Сейчас есть некоторые проблемы со стороны Исламабада, они тяжело дают визу, и виза стоит очень дорого. Поэтому пройти могут только те, у кого, действительно, деньги есть. Ситуация постепенно меняется, два года назад это было вообще невозможно сделать, границу перекрыли. Сейчас все легче, и легче.

Как видите, пакистанская граница не на замке. За решеткой стоят люди, которые едут в ту сторону. Многие на инвалидных колясках, они едут на лечение. Если сделать пять шагов, то окажетесь на территории Пакистана, но их служба безопасности может остановить. На границе все абсолютно спокойно, сторонам удается договариваться для того, чтобы транзит и людей, и техники с товаром не останавливался ни на один день.

Пройти в зону погранконтроля – не просто журналистское везение, это очень показательный момент. Сработали два фактора, то, что русские, и то, что им не врут. На встрече с начальником пункта пропуска Олегу Ивановичу Гонцовы был задан вопрос: воевал ли с Афганцами? И честный ответ "да" открыл все ворота. Вот, такие они, все на прямоту. Как выяснилось, начальник, он же комиссар, тоже воевал с "шурави", дословно – с советскими.

Видите, какое отношение между русскими и афганцами, причем между теми людьми, которые 40 лет назад воевали друг с другом. Удивительно, это даже сложно осознать. Журналистов привели туда, куда вряд ли приведут какую-нибудь иностранную делегацию. И это дорогого стоит, очень дорогого стоит.

Комиссар погранпункта рассказал, что пересечение фурами афгано-пакистанского кордона немного тормозят люди, которые каждый день раз за разом пытаются проскочить границу зайцами, без виз. Выбирают пустой грузовик и прячутся в кузове.

Молодежь пытается всеми правдами и неправдами попасть на территорию Пакистана, но здесь служба безопасности работает очень жестко и пересечь границу нелегально практически невозможно.

Никакого другого наказания, кроме подзатыльника, не предусмотрено. Поэтому ссаженные с грузовика сегодня наверняка завтра пойдут на очередной, возможно, сотый рецидив. Своего рода игра – одни прячутся, другие ловят.

Но власть с народом предпочитает не ссорится, наводят порядок, закручивают гайки постепенно. Тем более, что свободное перемещение через границу было отменено не так давно. Восемь лет назад, когда Исламабад решился на ужесточение перехода, здесь была перестрелка, в которой погиб майор пакистанской армии Али Джавад Чанджи. Личность известная по обе стороны границы, он ратовал за права беженцев, теперь его именем назван терминал с пакистанской стороны. Впрочем, есть и привычное для обеих сторон название – Торхам. В пяти километрах от Торхама лагерь беженцев, полностью подготовленный для приема людей.

Наплыв беженцев ожидается к осени. Те, кто уехал в соседний Пакистан, боясь хаоса и неразберихи при смене власти в Афганистане, будут возвращаться на Родину. Отсюда начнется их путь домой.

"Мы навели порядок в стране. Люди нам поверили, афганцы вернутся, я уверен в этом. Мы столько сил потратили на то, чтобы выгнать американцев, 20 лет мы с ними воевали и победили. Мы знали, что победим", – рассказал сотрудник лагеря.

Вот и настал момент, когда техника так называемых войск коалиции приносит пользу афганскому народу.

В одной из палаток, где хранится гуманитарная помощь, журналисты обнаружили и продукцию из нашей страны. Буквально с первых дней после ухода американцев самолетами министерства обороны России в Кабул были доставлены десятки тонн грузов. Талибы все доставили по назначению.

Дорогу, которая ведет из Пакистана в Афганистан до Джелалабада и дальше до Кабула, восстанавливают отчасти китайские компании, они дают работу этим людям. Здесь трудятся 115 человек, и каждый из них в своем кишлаке расскажет, какие молодцы китайцы. Но есть очень важный момент, даже в кишлаках из иностранных языков люди пока понимают не китайский, а русский язык.

Хлеб и воду один из рабочих может попросить на русском языке. Это уже неплохо и вселяет надежду, пока еще есть время этим воспользоваться.

В следующих эфирах познакомитесь с неофициальной столицей нового Афганистана – пуштунский Кандагар. Вы увидите подземную усыпальницу афганской королевской семьи.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация