"Поезд жизни" – новый спектакль в Театре "Шалом"
В театре "Шалом" готовят премьеру. Спектакль "Поезд жизни" поставила Галина Зальцман. Действие происходит в годы Второй мировой в Восточной Европе. Это не первая попытка говорить о Холокосте на языке трагикомедии абсурда. Что получилось – увидела Яна Музыка.
Невероятная история. 5701 год, По новому календарю – 1941-й. Евреи из маленького местечка, чтобы спастись от нацистов, покупают поезд и имитируют собственную депортацию. Режиссёр Галина Зальцман не в первый раз делает спектакль по киносценарию. "Языки кино и театра абсолютно разные. Разные методы, разные задачи, разные возможности, разный способ разговора со зрителем. И поэтому перевести киносценарий, который не имеет никаких подсказок, к театральному языку в театральную форму – это задача сложная и интересная", – отметила режиссер Галина Зальцман.
Итак, по Европе едет поезд-фантом, которого нет ни в одном расписании. Его цель – Палестина. Было ли это на самом деле? Или надежда на спасение придумана? Эта стена – копия той, что была в Варшавском гетто. У главного героя есть только эта поверхность и уголёк, с их помощью он пересоздаёт свою реальность. Рассказчик, который передает невероятную историю, то ли сумасшедший, то ли мудрец. Актёр Антон Ксенев уточняет: для него этот герой – не реальный человек, а скорее образ, особая энергия. Феномен внутренней миграции. Когда, находясь посреди кошмара, человек придумывает уголок, где ему будет хорошо. "Наверно, я бы не сказал, что здесь какой-то в чистом виде сумасшедший, потому что мы вокруг общаемся с разными людьми. У всех разный мир. Начнёшь общаться с одним, и он тебе покажется сумасшедшим, а он подумает, что сумасшедший ты", – рассуждает Антон Ксенев.
В этой истории многое переворачивается и меняется местами. Еврей, который переодевается в нацистскую форму, заигрывается, костюм становится формой одежды, маска прирастает к лицу. Многозначный образ. "Я думаю, что для каждого из нас это непростой и тяжелый выбор – всегда оставаться просто человеком. Даже если тебя попросили об этом. Это только форма, а внутри твоё содержание должно оставаться содержанием", – подчеркнул актёр Дмитрий Цурский.
Эта история в какой-то степени основана на реальных событиях. Подобный случай действительно был. Но для режиссёра конкретный сюжет становится метафорой. "Мне кажется, что сегодня просто очень важно говорить о том, что жизнь намного сильнее чем смерть. Даже если всё ужасно, всё на самом деле прекрасно. То есть можно верить в прекрасное, можно создать прекрасную жизнь, прекрасную надежду на жизнь. Можно видеть действительность, но при этом за этой страшной действительностью видеть цветы жизни", – обращает внимание Галина Зальцман.
Самый важный вопрос задан, конечно, устами младенца. А святая земля только в одном месте? Она могла бы быть святой везде, если бы этого захотели люди.