26 мая 2024, 18:56 26 мая 2024, 19:56 26 мая 2024, 20:56 26 мая 2024, 21:56 26 мая 2024, 22:56 26 мая 2024, 23:56 27 мая 2024, 00:56 27 мая 2024, 01:56 27 мая 2024, 02:56 27 мая 2024, 03:56 27 мая 2024, 04:56

Эрмитаж представляет фламандский натюрморт XVII века

  • Картинка
  • Эрмитаж представляет фламандский натюрморт XVII века
  • Картинка
    Эрмитаж представляет фламандский натюрморт XVII века
  • Эрмитаж представляет фламандский натюрморт XVII века
Чтобы погрузить зрителя в эпоху Рубенса, в Николаевском зале воссоздали атмосферу вольнолюбивой Фландрии того времени.

Екатерина Великая говорила о себе, не без некоторого кокетства, что ничего не понимает ни в живописи, ни в музыке. Это не мешало ей разыгрывать блестящие художественные партии. 7 декабря 1764 года императрица стала обладательницей большой живописной коллекции. 225 образцов фламандской и голландской живописи прибыли в Петербург из Берлина. Как известно, именно они дали начало Эрмитажу. Позже добавились еще три сотни картин фламандцев. И сейчас музей славится одним из наиболее значительных в мире собраний фламандской живописи. Новой выставкой Эрмитаж демонстрирует публике роскошь фламандского натюрморта. Выставка с заголовком "Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века" открылась в Николаевском зале Зимнего дворца. Когда-то о своей коллекции Екатерина II сказала: "Всем этим там любуются мыши и я. Нынешняя грандиозная выставка собрала гораздо более многочисленную и подготовленную публику.

Эту выставку в Эрмитаже назвали одним из главных событий года и, чтобы подчеркнуть торжественность момента, открывали ее на ступенях Иорданской лестницы. Чтобы погрузить зрителя в эпоху Рубенса, в Николаевском зале воссоздали атмосферу вольнолюбивой Фландрии XVII века. Деревянные конструкции, напоминающие интерьеры католического храма, колеблющиеся отблески свечей помогают посетителям совершить путешествие во времени. "Сегодня Эрмитаж напоминает всем, что такое Эрмитаж – музей с громадными картинами, золотыми рамами. Именно это и получилось – Эрмитаж, рассказывающий о Фландрии с большой выдумкой", – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Ключом к выставке стала картина, написанная двумя титанами – Франсом Снейдерсом и его учителем Питером Паулем Рубенсом. Она передает творческие взаимосвязи художников Возрождения. "Рубенс пишет свой дом, каким его строит в Амстердаме, такое итальянское палаццо, и Франс Снейдерс завершает это двумя великолепными, очень тщательно написанными гирляндами", – рассказал заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.

Проживший два года в Италии Снейдерс впитал жизнелюбие и гедонизм Южной Европы. Свои картины он именует, просто перечисляя предметы, например: "Фрукты в чаше и разрезанная дыня", "Повар у стола с дичью" или "Рыбная лавка". Выставка в Эрмитаже показывает, на каком историческом фоне развивалось искусство того времени. Эпоха Великих географических открытий привнесла в жизнь новые предметы. Заморские диковины вошли в дома богатых горожан и стали роскошью, которую художники принялись изображать на своих полотнах. "Самыми показательными и массовыми предметами были изделия из китайского фарфора, которого, конечно, Европа еще не знала. И вот эти предметы мы подобрали по аналогии с тем, что представлено на картинах", – сообщила хранитель коллекций прикладного и ювелирного искусства Китая Государственного Эрмитажа Мария Меньшикова.

Сочетание цветов, фруктов и предметов на картинах часто скрывало аллегорический смысл. А сам жанр, который в переводе означает "мертвая природа", рождает сразу множество философских ассоциаций. "Натюрморт – это смерть, которая дает другим радоваться жизни. Это радость жизни. Всё это вместе – напоминание о смерти, "моменто мори" – всё это навсегда исчезнет. Это роскошь Фландрии, противостоящая псевдоскромности Голландии, это протестантство и католичество и дальше, и дальше", – прокомментировал Михаил Пиотровский.

Гастрономические ассоциации не мешают восприятию сегодняшнего зрителя. Его поражает не столько изобилие даров природы, сколько мастерство художников эпохи Возрождения.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация