В Пушкинском музее открылась выставка силуэтных портретов
Пушкинский музей представляет выставку силуэтных портретов конца XVIII – начала XIX века. Проект посвящен малоизученному виду графики, который приблизил изобретение фотографии. Что же такое живой портрет и механическое рисование – узнала Юлия Кундрюкова.
Позировать для живописного портрета, чтобы оставить свой образ для потомков – всегда было делом времязатратным. Даже для размеренной жизни элиты XVIII века. А еще то, как человек получался – зависело от видения и настроения художника. И вот стали появляться умельцы, которые искали возможность писать портреты, во-первых, быстрее, а во-вторых – максимально правдоподобно. Сначала – просто силуэты. Вот, например, венецианский певец Луиджи Маркези. Рядом – силуэт Гёте. Были и миниатюры в цвете – но на создание таких портретов тоже уходило немало времени. И в конце XVIII века появились так называемые "живые портреты". "Если сейчас мы чаще всего представляем себе название живой портрет – это некий скетч, некая быстрая зарисовка, очень лёгкая, живая. Живая с точки зрения технологии – быстро зарисовывали. То в XVIII веке живой портрет и волос в волос – это характеристика точного сходства, он как живой", – рассказала куратор выставки, доктор искусствоведения, заведующая отделом фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова.
Для точного, максимально реалистичного портрета использовали Физионотрас. Это рисовальная машина, которую изобрел в конце XVIII века французский музыкант Жиль-Луи Кретьен. Он состоял из пантографа, в который встроен стилус. Его движение с меньшей амплитудой повторял расположенный наверху графитный стержень и получался миниатюрный силуэт.
Исторический музей для выставки предоставил акварель – празднование нового года в Вене в 1782 году. На переднем плане – императрица Мария Федоровна. Точные профильные портреты. А это изображение Павла I. Вообще, в XVIII веке возникла очередная волна увлечения лженаукой физиогномикой. По таким изображениям вполне могли судить о характере человека. Миниатюрными портретами обменивались друг с другом, дарили возлюбленным, родственникам, друзьям. В семьях скапливались целые галереи – прообраз современной ленты в соцсетях. "Всё это привело в конечном итоге к появлению фотоаппарата в телефоне. Но, слава Богу, я только могу благодарить за то, что наших предков и французов в XVIII веке не очень интересовала еда. И они еду не прогоняли через эту машину", – поделилась директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева.
Облик исторических личностей максимально точен на таких миниатюрах – и это несомненный плюс. Но именно такое утрированное сходство – волос в волос – позволило художникам XIX и XX веков по-особенному ценить уникальность собственного взгляда и стиля. И убедиться, что кисть может гораздо больше, чем точная машина.