Хор "Новой Оперы" и Балет Москва объединились на премьере "Свадебки"
В "Новой Опере" все готово к премьере, правда, не оперной. "Свадебка" – новая версия балета Стравинского, приуроченная к 100-летию первой постановки для "Русских сезонов" Дягилева. За этот век "Свадебку" ставили лучшие хореографы мира. Что нового покажет Балет Москва, узнала Елена Ворошилова.
Дисклавир – практически фортепиано. С той лишь разницей, что это механическое пианино может играть без пианиста. Именно об этом мечтал Игорь Стравинский, создавая партитуру "Свадебки". И вот, спустя сто лет, мечта композитора осуществилась здесь, на сцене театра "Новая Опера". К партитуре "Свадебки" Игоря Стравинского композитор Николай Попов написал пролог и эпилог с народными песнопениями, с шумами, которые имитируют шорох, свист, голоса. Партию пианиста записали на цифровой носитель. На компьютере звукорежиссер синхронизирует музыку дисклавира с ударными на сцене. "В моих частях пролога и эпилога механическое пианино добавило новую краску. Оно исполняет то, что человек не может исполнить – супербыстрые ноты, которые уже невозможно сыграть живому человеку", – рассказал композитор Николай Попов.
В своей музыке Стравинский рассказал о русском свадебном обряде, который скорее пугает, чем восхищает. Павел Глухов запараллелил историю с пьесой Островского "Гроза." Катерину сделал невестой. "Свадебку" – ритуалом жертвоприношения. "Тот уклад, который существовал, та обрядовость, которая присутствует, она настолько не зависит от тебя. Ты просто встраиваешься в определенную систему, и тебя как личность никто уже не спрашивает, как ты хочешь", – поделился хореограф-постановщик Павел Глухов.
Для Балета Москва это третья "Свадебка" – но впервые с таким размахом, когда на сцене хор, балет, оркестр. В этих огромных юбках в маленькой гримерке не повернуться. Певицы напоминают купчих с картин Кустодиева. Такой грани дородности и мощи добивалась художник Светлана Тегин. "Режиссер показал мне фотографию – как референс – нижегородских крестьян XIX века. Меня поразили их платки, их колористика, оттуда к нам в костюм пришли эти крупные цветы. Ткань для них мы всю печатали. А это восточные огурцы, потому что Россия между Востоком и Западом", – пояснила художник по костюмам Светлана Тегин.
Сценография минималистична. Лариса Ломакина разделила сцену дорогой, по обе стороны хор. Здесь же инструменты, два дисклавира, в центре балет. Деревянные предметы акцентируют на происходящем. "Русское искусство, русская архитектура, связанные с деревом очень много дают восприятию, и музыке, и пластике", – отметила сценограф Лариса Ломакина.
Героиня Алёны Угрюмовой, как и Катерина, предпочтет смерть – жизни с нелюбимым мужем. Последняя сцена, когда невеста и жених остаются одни, приведет к точке невозврата. "Когда я понимаю, что ни любви, ни счастья не будет в этой жизни, и эта скатерть, которая из красной превращается в белую, становится бременем, которое я на себя надеваю", – уточнила артистка балетной труппы Московского театра "Новая опера" имени Е. В. Колобова Алёны Угрюмовой.
Драма Островского и современный танец Глухова, музыка Стравинского и народное пение перевели "Свадебку" в синтетический жанр. Здесь много акцентов и смыслов. В трагедии нелюбви счастливого финала быть не может.