15 июня 2024, 08:08 15 июня 2024, 09:08 15 июня 2024, 10:08 15 июня 2024, 11:08 15 июня 2024, 12:08 15 июня 2024, 13:08 15 июня 2024, 14:08 15 июня 2024, 15:08 15 июня 2024, 16:08 15 июня 2024, 17:08 15 июня 2024, 18:08

Пушкинский музей готовит выставку об архитектуре Вечного города

  • Пушкинский музей готовит выставку об архитектуре Вечного города
  • Картинка
    Пушкинский музей готовит выставку об архитектуре Вечного города
  • Пушкинский музей готовит выставку об архитектуре Вечного города
Это первый кураторский проект Елизаветы Лихачевой в ГМИИ.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина готовит выставку "Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко". Коллекцию гравюр XV–XVIII веков дополнят подлинными фрагментами античных памятников из запасников. На монтаже экспозиции была Юлия Кундрюкова.

Эта выставка – первый кураторский проект Елизаветы Лихачевой в Пушкинском. Итальянская архитектура XVII века – ее первоначальная специализация. "Три времени Рима" – выставка с ракурсом не только на художественную ценность гравюр, прежде всего, это история развития архитектуры Вечного города, точнее, ее восстановления, которая стала примером для всего мира. "Один из героев этой выставки – Доменико Фонтана, человек, который поставил первые четыре римских обелиска. Он написал книгу и в этой книге подробно описал процесс перенесения блинной – большой, вертикальной, тяжелой, каменной конструкции и установки ее на новом месте. По технологии, которую он разработал, по тем решениям, которые он придумал, например, собирались портики Исаакиевского собора и ставился Александрийский столп в Санкт-Петербурге", – рассказала куратор выставки, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Елизавета Лихачева.

Город руин – пик его упадка пришелся на XIV столетие – период, когда Рим лишился статуса центра католического мира. Но в XVI–XVII веках вернувшиеся в город понтифики загорелись идеей его воссоздания. Рим восставал из руин в эпоху Возрождения, когда возник интерес к Античности. Художники воссоздавали город, как, например, француз Этьен Дюперак. Это карта XVI века, но Рим здесь древний. Такое возрождение города на бумаге – довольно распространенное явление в этот период. Вот, например, аналогичный план Антонио Темпеста. Археологические раскопки, реставрации и воспевание древности во всех видах искусства. Но восстанавливающийся Рим вновь подвергся испытаниям, разграблению войсками Карла V. Вот таким город видели художники Севера, особенно нидерландские, скептически относились к восстановлению города, и Рим для них был символом бренности. Чего не скажешь о певце Рима Джованни Баттисте Пиранези. Серию работ с видами Вечного города он создавал тридцать лет. Старался не упустить ни одной детали.

"Виды Рима, античного или современного ему, – далеко не единственное, что Пиранези гравировал. Он гравировал, в частности, огромное количество фрагментов саркофагов, колонн, обломов от того архитектурного материала, на котором вырастет довольно серьезно, значительно культура архитектурных сооружений, в том числе и в России", – добавила Елизавета Лихачева.

Многие гравюры в экспозиции из коллекции Максима Атаянца, на их основе до пандемии планировали выставку в другом музее, которая так и не состоялась. В таком количестве и такого качества работы, по словам Елизаветы Лихачевой, московская публика еще не видела. Здесь встретились когда-то находившиеся вместе четыре живописные картины Беллотто Бернардо. Это изображение церкви Санта-Мария Маджоре в Риме приехало из Нижнего Новгорода, а этот вид на Пьяцца Навона – долго добирался до Пушкинского из Хабаровска. Красота Вечного города – это многовековой труд по его восстановлению. Отличный пример для потомков. Как писал Клаудио Толомей: "Вытащить из могилы уже мертвый Рим и вновь оживить его".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация