Зельфира Трегулова – о выставке "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2"
В сопроводительных текстах к этой выставке подчеркивается, что всё, представленное на ней, находится не в противовес "Черному квадрату", а в его продолжение. Вообще, это довольно сомнительно, художники ХХ века не такие уж покорные и почтительные, чтобы что-то и кого-то продолжать. С первых дней жизни "Квадрата" у него были серьезные критики. Александр Бенуа, например, писал: "Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели".
Но авторам выставки в ГЭС-2 надо отдать должное, они явно уловили важную тенденцию: до "Черного квадрата" произведения искусства формировали взгляды, понятия, вкусы, а после него стали формировать саму среду, сами становились средой. Вот и на этой выставке ее кураторы, как вы уже поняли, составили из отобранных произведений сеть закоулков, идеальную среду для бродилок.