"Троица" Андрея Рублева заняла свое историческое место
Сегодня православные христиане отмечают День Святой Троицы. Праздничное богослужение прошло в Троице-Сергиевой лавре, куда накануне доставили "Троицу" Андрея Рублева. Этого события верующие ждали более века. Об истории иконы – Юлия Струкова.
День Святой Троицы – престольный праздник Троице-Сергиевой лавры, главный для монастыря. В праздничной службе участвуют тысячи православных. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после божественной литургии отметил: "Обновившаяся Троице-Сергиева лавра – символ присутствия Бога в жизни". "Будем Господа просить, молиться ему, чтоб не оставлял он ни народ, ни страну нашу, ни властей, ни воинства, но чтобы укреплялись мы все духом, возрастали в вере", – заявил патриарх.
Накануне в лавру вернули "Троицу" кисти Андрея Рублева. С января нынешнего года святыня находилась в храме Христа Спасителя. Это уникальные кадры – сотрудники Третьяковской галереи, реставраторы, духовенство изучают состояние иконы перед ее перемещением. Дальше тщательная упаковка. Шедевр перевозят в боксе с необходимым климат-контролем и системой амортизации в особом транспорте, предназначенном для произведений искусства. На площади у лавры "Троицу" заносят в выстроенный у стен шатер. Вновь тщательный осмотр. Переносят в специальном боксе 27-килограммовый шедевр на плечах нескольких монахов.
Одна из величайших святынь христианского мира, спустя почти век, заняла свое историческое место. Эталонный образец живописи Андрея Рублева вернулся в иконостас Троицкого собора. Троица – символ единения и любви – вновь рядом с мощами преподобного Сергия Радонежского. "Троица" написана Андреем Рублевым по просьбе Никона Радонежского – ученика и последователя преподобного Сергия. В иконостасе Троицкого собора она находилась пять столетий. Главный молельный образ обители почитался миллионами паломников, но живопись Рублева большинство из них не видели: икона была закрыта окладами. Вот цаты и венцы – дар Ивана Грозного. Рядом оклад, который складывался несколько веков. "Венцы, цаты и свет, а также поля этой иконы были даны Борисом Годуновым в конце XVI века. Цаты были добавлены Михаилом Федоровичем Романовым. В середине XVIII века была изготовлена серебряно-позолоченная чеканная риза, которая закрыла практически всю живопись иконы", – рассказала ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Татьяна Кузнецова.
После революции Троицкий собор еще два года был действующим храмом. Но созданная в октябре 1918 года Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в которую входили Игорь Грабарь, Павел Флоренский, Юрий Олсуфьев, рассматривала "Троицу" как выдающийся памятник древнерусской иконописи. Было принято решение реставрировать собор и его иконы. С "Троицы" сняли слои пожелтевшей олифы – и увидели необыкновенно яркую живопись Андрея Рублева. "Он сравнил колорит иконы с васильками на неспелом поле ржи. Грабарь тогда настоял на том, что закрывать живопись Андрея Рублева снова окладом, который он считал тяжелой, уродливой, кованой ризой, не нужно", – добавила Татьяна Кузнецова.
С 20-го года в Троицком соборе – отдел Сергиевского историко-художественного музея. Доступ к древним памятникам – только по особому разрешению. Это самое безопасное место в лавре, где рядом появляются электроакадемия с минной и взрывной лабораториями. Несколько раз "Троицу" вывозили на выставки. Последний раз она покинула лавру в 1929 году – ее увезли в Третьяковскую галерею, которой вскоре и передали.
Обратный путь для святыни тщательно спланировали. В реставрационном центре Грабаря подтвердили: иконе ничто не угрожает. За полгода стали заниматься подготовкой Троицкого собора. Обеспечили его пожарную безопасность, охранную сигнализацию и видеонаблюдение. "Третьяковская галерея два раза в год должна производить осмотр, не изымая икону из витрины, и один раз в год с изыманием и под микроскопом проводить более конкретные обследования", – сообщила руководитель архитектурно-инженерной группы Единой службы заказчика Свято-Троицкой Сергиевой лавры Светлана Шмелева.
Мы бережем "Троицу", она и преподобный Сергий оберегают всех нас, говорят в лавре. И тут же вспоминается фраза Павла Флоренского "Есть "Троица" Рублева, следовательно, есть Бог".