26 июня 2024, 15:49 26 июня 2024, 16:49 26 июня 2024, 17:49 26 июня 2024, 18:49 26 июня 2024, 19:49 26 июня 2024, 20:49 26 июня 2024, 21:49 26 июня 2024, 22:49 26 июня 2024, 23:49 27 июня 2024, 00:49 27 июня 2024, 01:49

Со дна Ладоги подняли автомобиль, работавший в годы блокады Ленинграда

  • Со дна Ладоги подняли автомобиль, работавший в годы блокады Ленинграда
  • Картинка
    Со дна Ладоги подняли автомобиль, работавший в годы блокады Ленинграда
  • Со дна Ладоги подняли автомобиль, работавший в годы блокады Ленинграда
Его историю ещё предстоит выяснить.

Грузовой автомобиль ЗИС-5, работавший в годы блокады Ленинграда на Дороге жизни, подняли со дна Ладожского озера. Его историю ещё предстоит выяснить. В экспедиции побывал Леонид Апанасов.

Еле заметная одноколейка, выходящая из воды. Это и есть легендарная Дорога жизни, а точнее выход из акватории Ладоги на большую землю рядом с деревней Кабона. Аквалангисты, участники экспедиции Российского военно-исторического общества, дно озера в этих местах изучили досконально. Всё ценное уже подняли на поверхность. За новыми находками приходится уходить далеко от берега. Весной в 17 километрах от Кабоны археологи с помощью локатора обнаружили на шестиметровой глубине непонятную магнитную аномалию. К ней спустили подводный дрон. "Локатор показывал ее, но я не мог обнаружить. В итоге стал задом плыть, во что-то ударился дрон, поворачиваюсь, смотрю – колеса. В итоге мы определили по видеосъемке, что это ЗИС-5", – рассказал оператор подводного дрона Олег Титберия.

К месту находки члены экспедиции подтянули подъемную платформу. С помощью этого самодельного плавсредства вытащили из воды уже полсотни автомобилей, но ЗИС-5 впервые. Машина эта довольно редкая, ее грузоподъемность в два раза больше, чем у легендарной полуторки. Под воду лично спустился руководитель военно-исторического центра "Дорога Жизни" Сергей Марков. "Метров 6 глубина, может, 7. На дне очень низкая температура, видимость – метра 2-3", – сообщил руководитель Военно-исторического центра "Дорога жизни" Сергей Марков.

В самый ответственный момент Ладога преподнесла неприятный сюрприз, как будто не желая раскрывать людям свои тайны. Озеро, как говорят местные жители, раздуло. Сильный западный ветер нагнал не очень высокую, но сильную волну. Платформу с подвешенным автомобилем все-таки завели в Новоладожский канал. Грузовик-ветеран показался на поверхности. Вернее то, что от него осталось: рама, колеса, двигатель. "Ничего такого, что она была чем-то подбита, самолетом, допустим. Этого не находим. Может, при дальнейшей работе реставраторов, но чаще из-за хрупкости льда, из-за промоин", – поделился исполнительный директор регионального отделения РВИО в Ленинградской области Владимир Казаков.

Но вопросов еще очень много. Куда и откуда шла машина? Выжил ли водитель? Или не успел выбраться из тесной кабины и ушел на дно вместе с грузовиком? Историкам предстоит долгая работа в архивах. Впрочем, одна зацепка уже есть. Рядом с машиной обнаружили вот эти лыжи, этот груз и перевозил автомобиль. Долго не могли понять, для чего они предназначены. Для самолета не подходят, для аэросаней тоже. Такие приспособления ставили на грузовые машины зимой на переднюю ось. Оборудованные ими автомобили могли двигаться по снежной целине или по льду. Скорее всего лыжи везли в Ленинград. Теперь они станут частью экспозиции военно-исторического центра "Дорога жизни" в Кобоне. Как и сам трехтонный грузовик, добравшийся до берега 82 года спустя.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация