16 июля 2024, 16:02 16 июля 2024, 17:02 16 июля 2024, 18:02 16 июля 2024, 19:02 16 июля 2024, 20:02 16 июля 2024, 21:02 16 июля 2024, 22:02 16 июля 2024, 23:02 17 июля 2024, 00:02 17 июля 2024, 01:02 17 июля 2024, 02:02

В театре Станиславского и Немировича-Данченко отмечают 120 лет со дня рождения Бурмейстера

  • Картинка
  • В театре Станиславского и Немировича-Данченко отмечают 120 лет со дня рождения Бурмейстера
  • Картинка
    В театре Станиславского и Немировича-Данченко отмечают 120 лет со дня рождения Бурмейстера
  • В театре Станиславского и Немировича-Данченко отмечают 120 лет со дня рождения Бурмейстера
Владимир Бурмейстер был одним из тех, кто заложил режиссерскую основу в искусство балета.

Выставкой "Главный балетмейстер" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко отмечают 120-летие со дня рождения Владимира Бурмейстера. Около трех десятков лет он руководил балетной труппой театра. Его спектакли до сих пор в репертуаре. В чем причина такого долголетия, узнала Алия Шарифуллина.

Удивительно, но в балете Владимир Бурмейстер оказался практически случайно. Влюбился в ученицу хореографических курсов, и, чтобы быть ближе к объекту любви, и сам поступил в Театральный техникум имени Луначарского. Бурмейстер за три года прошел ускоренный курс и попал в коллектив под названием "Драмбалет". Студия ставила своей задачей воспитание "танцующего актера", выявление смысла и оправдание хореографического действия. Это определило и главный принцип Бурмейстера. "Он считал, что балет не должен быть игрушкой для богатых людей, которые приходили любоваться ножками балерины. Должен быть внутренний сюжет, внутренние переживания актеров, почему актер в это время бежит и делает именно такое движение, прыжок", – поделилась дочь В. Бурмейстера, заслуженная артистка России Наталья Бурмейстер-Чайковская.

"Он ставил и бессюжетные спектакли, но всегда говорил: балет может быть бессюжетным, но бессодержательным он быть не может", – напомнила народная артистка СССР Маргарита Дроздова.

Хореограф творил в переломную для отечественной культуры эпоху. Когда он возглавил балетную труппу Музыкального театра, на смену экспериментам 20-х годов уже пришел нормативный "большой стиль": историки архитектуры говорят о неоклассицизме и "сталинском ампире", историки литературы – о "социалистическом реализме", историки оперы отмечают масштабность и монументальность постановок. В середине 50-х на смену "большому стилю" приходит более свободное искусство "оттепели". Но в меняющихся обстоятельствах Бурмейстер всегда шел собственным путем. "Драмбалет – это преувеличенная эмоция, до зрителей ее пытались донести сквозь гиперболу – мы преувеличиваем жесты, эмоции, мимику. У Бурмейстера был выдержан некий баланс: он не ушел в тотальный драматизм, а остался в изяществе танца", – рассказал худрук балетной труппы Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Максим Севагин.

Бурмейстер был одним из тех новаторов, кто заложил режиссерскую основу в искусство балета. Из привычных кубиков он складывал новые спектакли. Его собственная версия "Лебединого озера" – своего рода подвиг, поскольку считалось, что эталонная редакция Большого театра не нуждается в пересмотре. И вот победоносное "Лебединое озеро" покатилось по гастролям – Бурмейстер стал первым советским хореографом, приглашенным для постановки собственных балетов на Западе. Но куда важнее то, что его спектакли – "Лебединое озеро", "Снегурочка", "Эсмеральда" – до сих пор не просто идут в репертуаре российского театра, а собирают полные залы. Все свои балеты Владимир Бурмейстер выстраивал в соразмерном человеку масштабе. Даже там, где он внешне близок каноническому драмбалету "большого стиля", он душевнее, теплее и точнее в ощущении музыки.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация