Наталия Солженицына отмечает 85-летие
В многочисленных интервью Наталии Дмитриевне часто приходится отвечать на вопросы о непростых годах, проведенных в ссылке и эмиграции. Она отвечает просто: "Наше счастье было в том, что у нас была буквально общая жизнь и общая работа". Антон Николаев продолжит.
Квартира на Тверской, где когда-то жила семья Солженицыных – теперь музей. Правда, здесь писатель не был прописан, уточняет Наталия Солженицына. Перед эмиграцией каждые 48 часов в дверь звонил милиционер и напоминал, что время разрешенного пребывания в квартире для опального писателя истекает. "Так что эта комната много чего помнит. Вся квартира много чего помнит – и хорошее, и плохое, и радостное, и всякое", – говорит Наталия Солженицына, президент Фонда Александра Солженицына.
В жизни Александра Солженицына она занимала особое место. "Без нее ничего бы не сделал!", – скажет однажды Солженицын о своей жене. Наталия Дмитриевна была для писателя помощником, редактором, верным спутником жизни. Через шесть недель после высылки Солженицына из СССР она переехала к мужу за границу вместе с детьми и матерью. Говорит, выехала бы раньше, но в Москве было необходимо организовать вывоз писательского архива. Часть бумаг пришлось уничтожить. "Всю ночь жгли в тазу вот на этом кафельном полу", – вспоминает Наталия Солженицына.
Выпускница механико-математического факультета МГУ, в 1960-х она работала в лаборатории математической статистики, в то время ею заведовал академик Андрей Колмогоров. С Александром Солженицыным познакомилась в 1968 году. Официальный брак зарегистрировали в 73-м, а в 74-м последовала высылка из страны за "Архипелаг ГУЛАГ". Решение об этом принималось на заседании Политбюро СССР, так же, как и за 15 лет до этого – решение о печати в "Новом мире" повести "Один день Ивана Денисовича", никому тогда неизвестного учителя физики из Рязани.
"Еще и момент был такой, что Хрущев на это пошел и уговорил других членов Политбюро на это согласиться. Твардовскому, несмотря на то, что он занимал высокий партийный пост, очень нелегко было этого добиться – это длилось 11 месяцев", – рассказывает Наталия Солженицына.
Сначала в Швейцарии, затем в США – в общей сложности они провели в вынужденной эмиграции 20 лет. Наталья Солженицына, так же, как и ее муж, была лишена гражданства Советского Союза. В 94-м с наступлением новых времен супруги вернулись в Россию. Наталья Дмитриевна возглавила Фонд Солженицына. После смерти писателя она занимается издательской деятельностью, оказывает помощь пострадавшим от репрессий. Входит в совет при президенте России по культуре и искусству.
"Потеря и грусть все равно не уходят. А с другой стороны – он победитель, он уже с нами всегда. Страна читает его, и тиражи всё время воспроизводятся", – добавляет Наталия Солженицына.
Сегодня Наталия Солженицына является главным распорядителем литературного и историко-документального наследия своего супруга. Она – редактор-составитель полного собрания сочинений Александра Солженицына в 30-и томах, издание которого продолжается.
