"Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья"
Виктор Яндовский главный архитектор Кенозерского национального парка:"Жив-здоров, готов к труду и обороне! — Наверное, все так?! — А пусть только попробуют не так!".
Виктор Яндовский главный архитектор Кенозерского парка не шутит, — научная экспедиция дело серьезное. На Заяцкий мыс Унской губы Белого моря отправилась группа исследователей: археологи, историки, реставраторы и фотографы. Там среди соснового леса сохранились остатки Унского лесозавода и уникальные английские паровые машины конца 19 века. Эта экспедиция часть значимого проекта Кенозерского парка под названием "Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья", который был поддержан благотворительным Фондом Потанина. Проект посвящен трагической странице в истории страны — тема спецпоселений на Онежском полуострове в период индустриализации и сталинских репрессий в 30-е годы прошлого века.
Яна Харитонова, участница экспедиции, старший научный сотрудник Кенозерского национального парка:"Этот лесозавод интересен нам не только как объект индустриальной истории, но и место, где пересеклись судьбы вольнонаемных, местных жителей и спецпереселенцев, высланных с разных территорий страны".
Марина Мелютина, руководитель экспедиции, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка:"Почему и называем историко-мемориальное пространство, потому что это пространство будет посвящено истории спецпоселений нашей страны в период индустриализации и прежде всего на нашем Севере Беломорском".
Базировалась экспедиция на другом берегу в поселке Пертоминск. "Слухом земля полнится", — местные жители уже в курсе, что на безлюдном Заяцком, затевают что-то вроде музея.
Константин Ковалев, житель п. Пертоминска:"Это правильно? — Ну да! Людям надо в деревне развиваться и смотреть новое!".
Александр Молоков родился на Заяцком. Когда в 1951 году завод сгорел, производство остановилось, и люди стали уезжать. Молоковы переехали в Пертоминск, но постоянно ездили туда по грибы, ягоды, косить траву. А локомобили были большой "игрушкой" для детворы.
Александр Молоков, житель п. Пертоминск:"Как на детской площадке там было: ползали везде, все трогали, крутили, что крутилось, — но практически ничего и не крутилось, все уже было в закоксованном виде после пожара".
Проект "Люди и локомобили" рассчитан на два года. Результатом первых исследований станет проектная документация и принятие решения по перспективам этого индустриально-мемориального пространства.
Виктор Яндовский, главный архитектор Кенозерского национального парка:"Мы хотим оставить максимально все что сохранилось, законсервировать, привести в порядок, сделать благоустройство. Это людям надо показывать — это наша история".
Дмитрий Герасимов, сотрудник отдела археологии Музея антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамера), Санкт-Петербург:"Этот объект видимо не является в плане закона объектом археологии, но с использованием археологических методов, наверняка, можно будет получить и какую-то дополнительную информацию к тому что получено в архивах".
К примеру, для подтверждения гипотез относительно времени функционирования завода. Есть мнение, что производство на Заяцком началось не в 30-е годы прошлого века, а на столетие раньше.
Светлана Синицына:"Выводы специалисты сделают спустя некоторое время. Главное — чтобы позволила погода. Унская губа — капризная дама. Вот кажется и шторм начинается. Надо поспешать".