30 августа 2024, 11:23 30 августа 2024, 12:23 30 августа 2024, 13:23 30 августа 2024, 14:23 30 августа 2024, 15:23 30 августа 2024, 16:23 30 августа 2024, 17:23 30 августа 2024, 18:23 30 августа 2024, 19:23 30 августа 2024, 20:23 30 августа 2024, 21:23

В Кенозерском парке реализуют проект об истории спецпоселений

  • Картинка
  • В Кенозерском парке реализуют проект об истории спецпоселений
  • Картинка
    В Кенозерском парке реализуют проект об истории спецпоселений
  • В Кенозерском парке реализуют проект об истории спецпоселений
Он посвящен спецпоселениям на Онежском полуострове в период индустриализации и сталинских репрессий в 30-е годы прошлого века.

Проект об истории спецпоселений на Русском Севере реализует Кенозерский национальный парк. По итогам научных экспедиций специалисты разработают меры по сохранению Унского лесозавода, и там же появятся арт-объекты об его истории. Какую индустриальную память хранят ландшафты Беломорья, узнала Светлана Синицына.

Виктор Яндовский – главный архитектор Кенозерского парка – не шутит, научная экспедиция дело серьезное. На Заяцкий мыс Унской губы Белого моря отправилась группа исследователей: археологи, историки, реставраторы и фотографы. Там среди соснового леса сохранились остатки Унского лесозавода и уникальные локомобили – английские паровые машины конца XIX века. Эта экспедиция – часть значимого проекта Кенозерского парка под названием "Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья". Проект посвящен трагической странице в истории страны – тема спецпоселений на Онежском полуострове в период индустриализации и сталинских репрессий в 30-е годы прошлого века. "Этот лесозавод интересен не только как объект индустриальной истории, но и как место, где пересеклись судьбы вольнонаемных, местных жителей и спецпереселенцев, высланных с разных территорий страны", – рассказала участница экспедиции Яна Харитонова.

"Почему и называем индустриально-мемориальное пространство, потому что это пространство будет посвящено истории спецпоселений нашей страны в период индустриализации и прежде всего на нашем беломорском Севере", – добавила руководитель экспедиции Марина Мелютина.

Базировалась экспедиция на другом берегу в поселке Пертоминск. Местные жители уже в курсе, что на безлюдном Заяцком затевают что-то вроде музея. Александр Молоков родился на Заяцком. Когда в 1951 году завод сгорел, производство остановилось и люди стали уезжать, Молоковы переехали в Пертоминск, но постоянно ездили туда по грибы, ягоды, косить траву. А локомобили были большой "игрушкой" для детворы. "Как на детской площадке там было: ползали везде, всё трогали, крутили, что крутилось. Но практически ничего и не крутилось, всё уже было в закоксованном виде после пожара", – поделился житель поселка Пертоминск Александр Молоков.

Проект "Люди и локомобили" рассчитан на два года. Результатом первых исследований станет проектная документация и принятие решения по перспективам этого индустриально-мемориального пространства. "Мы хотим оставить всё, что сохранилось, законсервировать, привести в порядок, сделать благоустройство. Это людям надо показывать. Это наша история", – сообщил главный архитектор Кенозерского национального парка Виктор Яндовский.

"Этот объект, видимо, не является в плане закона объектом археологии, но с использованием археологических методов наверняка можно будет получить дополнительную информацию к тому, что получено в архивах", – отметил сотрудник отдела археологии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Дмитрий Герасимов.

К примеру, для подтверждения гипотез относительно времени функционирования завода. Есть мнение, что производство на Заяцком началось не в 30-е годы прошлого века, а на столетие раньше.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация