"Усадьба Ланиных" – премьера в РАМТе
Пьесе "Усадьба Ланиных" писателя и драматурга Бориса Зайцева больше сотни лет, популярной она никогда не была. Так и застряла в предреволюционном Серебряном веке. Но, между прочим, ее постановка была одной из первых у Евгения Вахтангова. Постановка была новаторской. Искусственную сирень, которая символизировала прелесть весны, обильно полили одноименным одеколоном. Спектакль решили абстрактно, в сукнах, было такое выражение в театральном жаргоне "играть в сукнах". Критики не оценили, писали такое, например: "Красота ланинского имения, парк, тургеневщина сада – всё заменено грязными, мятыми, серыми тряпками (это и есть "в сукнах"). И господин Вахтангов проделал дыру в одной из этих грязных тряпок и заставил исполнителей восхищаться роскошью природы". В наши дни этой забытой пьесой заинтересовался Алексей Бородин, руководитель Российского академического Молодежного театра. Посчитал, что сейчас как раз нужно вспомнить, что жить надо ради жизни. Другой цели нет.
Усадьба Ланиных. Парк, пруды, оранжерея. Ловля рыбы, чаепития на террасе, пикники, лодки, крокет. Чудесные вечера и теплые ночи. Лучшего и желать нельзя. На сценическое решение вдохновило здание РАМТа. Усадьба Ланиных повторяет его фасад. В пьесе Зайцева усадьба – это хранительница тайн. Создатели спектакля уверены, что и в старинных стенах театра тени прошлого живы. Будущий нобелевский номинант Борис Зайцев пьесу "Усадьба Ланиных" написал в 1911 году. Премьера состоялась три года спустя. "Артист Художественного театра Евгений Вахтангов откликнулся на просьбу студентов-студийцев поставить эту пьесу с ними. Это была его первая режиссерская работа", – напомнил художественный руководитель РАМТа, народный артист РФ Алексей Бородин.
С тех пор "Усадьба Ланиных" практически не ставилась. Жанр этой пьесы – мелодрама. Сплошные любовные треугольники. Но режиссер Алексей Бородин объясняет: не всё так просто. Зайцев был увлечен мистикой, важнейшая тема его произведений – тайна жизни. "Микромир, который существует, бесконечен. Так же, как и макромир. И мир человека тоже бесконечен, нужно находить какую-то силу и какое-то мужество для того, чтобы жить, чтобы справляться со всеми сложностями, которые возникают, со всеми противоречиями", – отметил Алексей Бородин.
Создатели постановки уверены: современному человеку, поглощенному суетой и рутиной, важно соприкоснуться с этим текстом Серебряного века, с миром людей, для которых самым главным был вопрос о жизни человеческого духа. "Человек, как известно, не меняется. И то, что человек чувствовал, как ему было больно 100 лет назад, ему так же больно от того, что его не любят и сейчас", – сказала актриса Анна Тараторкина.
Актер Максим Керин считает: его персонаж – профессор Диодор Алексеевич Фортунатов – это альтер эго автора. Человек, который говорит: "Я вижу над собой звезды". "Когда мы разбирали материал, нашли письма Зайцева, и, оказывается, в доме где он жил, в квартире, он открывал окна и ставил кресло, чтобы смотреть на эти звезды и на эту Луну. Он называет ее своим другом. Как путник, который идет по звездам. Что это? Это и мистика, и при этом какой-то невероятный уровень жизни", – добавил актер Максим Керин.
Сам текст пьесы полон философских сентенций. Не себе одному принадлежит человек, поэтому в горе он должен быть выше себя. Счастье священно так же, как и горе.