"Бочка", "колокол" и "плоский штопор": Су-57 покорил китайцев на авиашоу в Чжухае
Законы физики будто точно не для них. И то, что делают в небе "Русские витязи", кажется невероятным.
Боевые развороты и групповые петли. И тут же синхронные "бочки" и "колокол". Специально для авиашоу в Китае легендарная пилотажная группа привезла свою новую программу. И каждая синхронная фигура в небе сопровождается таким же синхронным "Вау" на земле.
И вот уже следом за шестеркой Су-35-х главная сенсация авиасалона – Су-57-й. И его официальная мировая премьера.
Российский истребитель пятого поколения сваливается в контролируемый "плоский штопор", и это на критически на малой высоте. И стоит летчику-испытателю Сергею Богдану выйти из кабины, его все тут же обступают с просьбами сфотографироваться и расписаться на память, а если повезет, то и пожать руку.
"Люди очень дружелюбные, терпеливые – грех не уделить внимание. Спасибо!" – благодарен летчик.
В руках у многих – фото и модели нашей новой "Сушки", на рукавах – шевроны российских ВКС. Местные полицейские даже коридор организовали для желающих сделать селфи.
За время авиасалона российский ас стал в Китае настоящим героем. Китайцы восхищены и мастерством Богдана, и его открытостью – к своим пилотам тут просто так не подойти.
В китайских соцсетях у каждого видео с ним миллионы просмотров. А сам Богдан, понятно, все больше не о китайской популярности, а самолетах. Они, как в песне, первым делом. И перед каждым вылетом – обязательный ритуал.
"Обязательно его надо погладить, потрогать. Это как коня, знаете, постучать", – объясняет Богдан.
Наш красавец-истребитель, тот самый Су-57-й, летает все эти дни в небе над Чжухаем. На самом деле здесь таких самолетов два. Один для демонстрационных полетов, еще один все время стоит на земле, для того чтобы именно на нем можно было показать, как он устроен. Естественно, только то, что можно показать.
Китайские генералы с интересом рассматривали Су-57 снаружи, потом в кабине. Крылья и фюзеляж скрывают несколько РЛС, что обеспечивают пилоту непрерывный контроль на 360 градусов.
"Очень понравился образец. Очень солидная компоновка", – отмечает высокопоставленный китайский военнослужащий.
Еще одна мировая премьера от российской оборонки – корректируемые и управляемые планирующие авиабомбы. Многофункциональные высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х-69.
"Это будет звездой экспорта" – предсказывает директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов.
"Сергей Чемезов назвал ее "смерть патриота", – отмечает он.
Китайская пресса называет полеты наших "Сушек" безумными маневрами, а самого Богдана – настоящим укротителем Су-57-го.
"Демонстрация этих запредельных режимов говорит о том, что самолет обладает очень высокой устойчивостью и очень надежен и безопасен. И соответственно, при отработке определенных маневров это может очень здорово создать новые тактические приемы", – объясняет Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
Первая демонстрация нашего Су-57-го за рубежом, да еще сразу в деле, не просто сенсация. Для России все это уже имеет и экономический эффект.
"У нас уже есть подписанные контракты первые на этот самолет. Экономический эффект один – наше присутствие на рынках. То, что наши партнеры – дружественные страны хотят покупать российское вооружение, надежное, себя зарекомендовавшее", – рассказывает генеральный директор компании "Рособоронэкспорт" корпорации "Ростех" Александр Михеев.
Крупнейший авиасалон Азии в этом году побил свои же рекорды: более тысячи компаний из полусотни стран мира. Для китайской оборонной промышленности во всех смыслах яркая витрина прежде всего своих возможностей.
И главная китайская новинка авиашоу – истребитель Цзянь-35. Тоже пятое поколение, стеллс. Его ввод в эксплуатацию сделает КНР второй страной в мире, имеющей два типа "невидимок".
В отличие от российского Су-57-го, китайцы свой истребитель пятого поколения открыто публике не представляют. Здесь хоть и написано "Цзянь-35А", но это всего лишь макет, масштаб – один к двум.
А вот Су-57 можно даже попробовать пилотировать самому, пусть и на тренажере, зато в виртуальной реальности. Для новичка ощущения фантастические.
"Отлично. Ручку на себя. Задержали, задержали. Спокойно, не качаемся. Все, набираем высоту с разворотом", – командует летчик-инструктор Сергей Ропотан.
Экспозиция "Рособоронэкспорта" на авиашоу вообще самая масштабная из всех иностранных. Тут и системы ПВО, и космические технологии. Двигатели для самолетов оперативно-тактической авиации – такие даже в России еще никому не показывали.
"Уникальная совокупность характеристик: тяга, удельный расход топлива, ресурс изделия, саппорт с элементами малозаметности", – перечисляет заместитель гендиректора по продажам и сервису АО "Объединенная двигателестроительная корпорация Алексей Нестеренко.
Вертолеты Ка в Китае не просто знают, но и используют. Один из них, например, даже везти в Чжухай не пришлось – стоит на дежурстве у местных спасателей.
"Работает как часы. Великолепный образец для выполнения задач в условиях чрезвычайных ситуаций", – доволен пилот вертолета Ка-32 Чжоу Жэньчжи.
Сами китайцы тоже представили много чего: машины доставки провианта и боекомплектов на передовую, самоходные артиллерийские установки. И новые образцы: уже даже не робособаки, а робоволки – действуют в паре как механическая разведгруппа.
Но главный тренд выставки – все-таки беспилотники.: пожарные, сельскохозяйственные, грузовые.
Те экземпляры, что выставлены на летном поле, издалека вообще можно принять за полноценные истребители-невидимки – под каждым крылом по восемь боеприпасов. Чтобы такие же, но в распоряжении противника оказались бесполезны, системы уже для борьбы с дронами, особенно FPV.
"Управление простое: все на экране, засекает моментально в радиусе двух километров. Эти системы тоже прошли испытания в китайской армии и признаны эффективными", – рассказывает специалист компании по производству антидроновых систем Чжун Чжэнъя.
Следующий авиасалон в Китае уже через два года. Но уже понятно: с учетом развития технологий экспозиция изменится кардинально. Не изменится список партнеров. Тем более что российская авиация снова и снова показывает: она сама по себе уже высший пилотаж.