Чеховский "Вишневый сад" режиссер Аскар Галимов превратил в "Зимний сад"
Чеховский "Вишневый сад" режиссер Аскар Галимов превратил в "Зимний сад". Премьеру спектакля показали артисты "Ой театра". Как и почему возникла идея заморозить цветущие деревья – символ обновления жизни – узнала Мария Трофимова.
Для молодого режиссера Аскара Галимова и команды "Ой театра" – поколения, которое родилось в 90-е, темы Вишневого сада сегодня ощущается особенно остро. Прошлое и настоящее, их связь. И когда времена меняются, важно в такие переломные моменты найти свое место, осознать себя и свою идентичность. "Тема самости, из чего ты состоишь, и она очень сильно проявлена в "Вишневом саде". Мы стали обращать на то, из чего состоит человек, он состоит из памяти, из воспоминаний. Воспоминания – это замороженный миг, который ты помнишь и от этого пошла ассоциация льдин", – поделился режиссёр Аскар Галимов.
Да и сам вишневый сад весной в цвет у больше похож на зимний. Будто выстуженный и закованный в лед – он и есть та самая память о прежней жизни чеховских героев. Здесь навечно остановилось время дорогих сердцу воспоминаний и горечи утрат. Его обитатели соберутся все вместе впервые за пять лет, чтобы наконец увидеть друг друга по-настоящему, попрощаться со своим прошлым и идти дальше.
Хранитель этого места Фирс – домовой, вечный узник своего времени. На эту роль режиссер пригласил Антонину Кузнецову – своего педагога, профессора ГИТИСА. "Этот старик как раз бережет старое, а не что-то новое выдвигает. Типичная русская старина", – пояснила профессор кафедры сценической речи Российского института театрального искусства ГИТИСа Антонина Кузнецова.
Для сценографа Екатерины Горшковой самые яркие метаморфозы происходят в природе. Лед и его кружевные узоры, больше всего показался интересным по фактуре. Из прозрачной органзы, блестящих тканей сшиты платья Раневской. Как символ вишневого сада и личного горя – утраты сына. "Я решила соединить холод детской кроватки, когда в ней нет ребенка, соответственно соединила зиму, люльку: это простыни, это матрасы, в которых нет тепла, это женские ночные сорочки, как сорочки матери, которые заледенели, потому что в жизни Раневской случилось горе", – рассказала сценограф Екатерина Горшкова.
Исследуя тему идентичности, создатели спектакля внимательно изучали судьбу каждого персонажа. "Вечного студента" Петю Трофимова играет Артемий Болучевский. И если у Чехова герой хочет изменить мир вокруг, то в этой постановке он меняется сам. "У нас в спектакле используется лейтмотив о взаимоотношении с Анной Михайловной – это родная дочь Раневской, и через Анну он воздействует на себя, то есть это какая-то зеркальная история, они друг в друге увидели то, чего не достает в самих себя", – подчеркнул актёр Артемий Болучевский. Зимний сад – не только про возвращение к себе, и освобождение от бремени прошлого. Эта история и о любви внутри каждого из нас.