13 апреля 2025, 23:05 14 апреля 2025, 00:05 14 апреля 2025, 01:05 14 апреля 2025, 02:05 14 апреля 2025, 03:05 14 апреля 2025, 04:05 14 апреля 2025, 05:05 14 апреля 2025, 06:05 14 апреля 2025, 07:05 14 апреля 2025, 08:05 14 апреля 2025, 09:05

25 дней до Победы

  • 25 дней до Победы
Неделя в тылу. Промышленность в тылу. Великое переселение заводов

Эвакуация – первая битва, которую СССР выиграл у Германии. По масштабам и эффективности это событие до сих пор не имеет аналогов в мировой истории. Если бы нам не удалось увести из-под носа у немцев 2,5 тысячи промышленных предприятий (среди которых – крупнейшие заводы), то нам, попросту, нечем было бы сражаться.

Известный английский публицист Александр Верт, всю войну живший в СССР, писал: "Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им удалось в огромной степени увеличить производство в течение 1942 года – это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости".

Следует отметить, что официально в СССР не существовало плана эвакуации предприятий на случай войны. Однако уже на третий день после нападения Германии на СССР по указу Сталина был создан Совет по эвакуации при СНК СССР, куда входили видные партийные деятели. Но фактически вся работа по эвакуации легла на плечи одного из самых молодых наркомов страны – Алексея Николаевича Косыгина. Будучи по природе своей человеком по-хорошему въедливым, не упускающим ни единой детали, он блестяще спланировал это "Великое переселение заводов" – уникальную операцию, которая, казалось, была не под силу никому. В послевоенное время Косыгин занимал высокие посты, связанные с промышленностью и экономикой, в том числе пост председателя Совета министров СССР.

В первую очередь, любая война – это борьба за экономические ресурсы, и Германия к моменту нападения на СССР уже имела большой опыт, как использовать производственные мощности чужих стран себе на пользу. Конечно же, все это не осталось незамеченным руководством нашей страны, поэтому была выпущена специальная директива с призывом к населению: при вынужденном отступлении Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего.

Эвакуация проводилась в два этапа:
в 1941 году – из Белоруссии, Украины, Прибалтики, г. Москвы и г. Ленинграда;
в 1942 году – из южных районов европейской части СССР.

Из 1 523 крупных предприятий, вывезенных в глубокий тыл, были перебазированы: на Урал – 667, в Западную Сибирь – 244, в Восточную Сибирь – 78, в Среднюю Азию и Казахстан – 308, в Поволжье – 226. Были эвакуированы все танковые, авиационные заводы, заводы боеприпасов и вооружения, 150 машиностроительных заводов, 94 металлургических предприятия, 40 заводов электротехнической промышленности.

Эвакуация была настолько масштабной, что наступали моменты, когда одновременно была задействована половина всего вагонного парка страны. Например, для вывоза в тыл оборудования завода "Запорожсталь" потребовалось 8000 вагонов. И зачастую разгрузка таких эшелонов тоже была непрерывной. Был случай, что в Челябинске в конце осени 1941 года при разгрузке постоянно прибывающих эшелонов с оборудованием главному инженеру пришлось провести на ногах 48 часов, чтобы проконтролировать правильность выгрузки и комплектации оборудования по каждому цеху.

Согласно постановлению, из районов, оказавшихся под угрозой оккупации, в первую очередь требовалось вывезти станки, машины, цветные металлы, горюче-смазочные материалы и промышленное оборудование. Но заводы – это не только станки. Это еще и специалисты, их семьи. В общей сложности в тыл было эвакуировано свыше 20 миллионов человек.

Эвакуируемые делились на пять групп. Первая и вторая группы – квалифицированные рабочие, коллективы заводов и государственных учреждений, а также учащиеся фабрично-заводских и ремесленных училищ. Они были необходимы для срочной организации производства в тылу. Третья группа – семьи военнослужащих. К четвертой относились воспитанники детских домов и интернатов. В пятую группу, едва ли не самую многочисленную, входили все, кто эвакуировался в индивидуальным порядке.

Как позже вспоминали участники тех событий, по плану в каждый вагон полагалось сажать по 40 человек. В реальности же приходилось тесниться: иногда в таком вагоне могло ехать 80, а то и 100 человек. Те, кто уезжали вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со своими станками, отдав места в крытых вагонах тем, кто нуждался в них больше – старикам, женщинам и детям.

Тем не менее, в условиях быстро ухудшающейся военной обстановки нередко приходилось ограничиваться вывозом только наиболее важных и технически современных агрегатов. Одним из основных правил было сохранение комплектности грузов. Эшелоны формировались таким образом, чтобы все оборудование, находящееся на платформах, могло бы на новом месте быстро развернуться в самостоятельное полноценное предприятие и выпускать необходимые фронту и стране товары. Это важное условие, благодаря которому вся техника, попавшая в тыл, не валялась мертвым грузом в ожидании недостающих узлов, а сразу "вступала в дело".

Немцы далеко не сразу оценили весь масштаб проделанной работы. Когда гитлеровские войска продвинулись вглубь русской территории, они обнаружили, что все советские предприятия авиапромышленности, на которые они рассчитывали, попросту исчезли. Так, например, немецкий генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх, занимавшийся в годы войны авиапромышленностью Германии, обращая внимание на постоянное пополнение и обновление военно-воздушных сил Красной Армии, с неподдельным восхищением заявил: "Русские делают то, что мы назвали бы невозможным!"

И все же первое время в тылу людям приходилось жить в малопригодных условиях: иногда заводы начинали собирать под открытым небом; были случаи, когда люди ночевали в землянках рядом со своими станками. Зато срок ввода в эксплуатацию целого завода составлял всего полтора-два месяца, так что в скором времени практически все вывезенные предприятия уже работали на нужды фронта. Уже в марте 1942 года на восстановленных в тылу эвакуированных предприятиях было произведено столько военной продукции, сколько в начале войны выпускалось на всей территории Советского Союза, а к маю 1945 года страна обладала самыми современными и мощными образцами оружия.

В результате этого трудового подвига, невиданного по своим масштабам, страна не просто выстояла, но и приумножила военную мощь. Кроме того, эвакуация дала мощный импульс для дальнейшего развития тыловых регионов.

По мнению маршала Георгия Жукова, эта уникальная операция оказалась равной "величайшим битвам Второй мировой войны".

Слушаем прямо сейчас подкаст радиоведущего и публициста Сергея Стиллавина, посвященный труженикам тыла (выпуск о переходе заводов на производство военной техники):

А чтобы больше узнать об Алексее Николаевиче Косыгине – человеке, на чьи плечи легла забота об эвакуации заводов в тыл, смотрим документальный фильм "Алексей Косыгин. Чужой среди своих":

14 апреля 1945 года

Продвижение Красной Армии

На Земландском полуострове, северо‑западнее и западнее Кенигсберга, войска 3‑го Белорусского фронта с боями заняли более 60 населенных пунктов. На территории Чехословакии, восточнее и юго‑западнее города Годонин, войска 2‑го Украинского фронта, продолжая наступление, заняли 11 населенных пунктов. Севернее и северо‑восточнее Вены войска фронта с боями заняли на территории Австрии 11 населенных пунктов. Западнее Вены войска 3‑го Украинского фронта, продолжая наступление, форсировали реку Трайзен и заняли город Герцогенбург, а также более 60 других населенных пунктов.

<< НАЗАД К КАЛЕНДАРЮ

Читайте также

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация