Наум Клейман посвятил лекцию 100-летию выхода фильма "Стачка"
Фильм "Стачка" – начало пути Сергея Эйзенштейна. Он еще не сформулировал правила и законы кино, импровизировал и творил, "что и как хотел". Первый раз дебютную картину режиссера показали сто лет назад. Этому событию историк кино Наум Клейман посвятил лекцию в Суздале. Подробнее – Станислав Анисимов.
Здесь, в Суздале, отметить начало майских праздников показом фильма "Стачка" решили неслучайно. Площадке МИРА центра не привыкать к экспериментам.
"Мы на самом деле исполняем свою цель и свою мечту, и свою задачу, которую ставит перед собой МИРА центр. Цель в том, чтобы соединять разные искусства, которые существуют в разных полях, но тем не менее создавать из них что-то единое, что-то очень целостное", – рассказал куратор кинопрограммы МИРА центра Вячеслав Шутов.
Показ фильма сопровождает специально написанный саундтрек в исполнении Владимира Волкова.
"Характер музыки, конечно, во многом зависит от характера изображения. Но, безусловно, никуда не спрятаться от композиторов того времени, от Прокофьева и Шостаковича", – поделился композитор, контрабасист Владимир Волков.
Сюжет ленты – в духе времени: на одном из крупнейших заводов России организуется стачка. Повод – самоубийство рабочего, обвиненного администрацией в краже инструмента.
"Стачка", которую сам Эйзенштейн называл "вихрастым фильмом", конечно, еще немножко незрелая, немножко во все стороны смотрящая, но там такое количество открытий, что по-настоящему "Стачку" открыли только в 60-е годы", – отметил киновед Наум Клейман.
Сергей Эйзенштейн намеренно разрушает иерархию в материале и четкое деление действительности. Как результат – сильнейшие образы, растиражированные сегодня, но тогда показанные на экране едва ли не впервые! Как этот: пожарные разгоняют рабочих водой из брандспойтов. Эпизод впечатлил зрителей настолько, что и по сей день в интернете гуляет миф: якобы после съемки массовка поливала из брандспойтов самого режиссера. Мол, вода была слишком холодная. Эксцентрика – один из главных приемов немого кинематографа: визуальные парадоксы, нарушение логики и причинно-следственных связей здесь, в "Стачке", Эйзенштейн использовал постоянно. Но первый комедийный эффект проходит быстро, его место занимает ощущение трагизма ситуации. Прежде всего из-за почти что документальной стилистики съемок.
"В истории это и греческая трагедия, это еще и фрески наши. Мы находимся сейчас в Суздале, где замечательные фрески Андрея Рублева. Если мы посмотрим на фрески в Успенском соборе, мы увидим коллективные портреты святых. И фактически Эйзенштейн базировался на глубочайшей традиции искусства – создавать не отдельную персону, а создать коллективный портрет. И потом, в особенности во время Великой Отечественной войны, когда снова возникла идея подвига народа, снова возникла идея коллективного подвига и коллективного портрета, поэтому то, что было открыто в 20-е годы, не ушло совсем в прошлое. Это преображалось, но продолжалось", – пояснил Наум Клейман.
На своей лекции Наум Клейман дал, пожалуй, наиболее точное определение языка ленты Эйзенштейна: "Если это поэма, то она написана белыми стихами".