Выставка "Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек" открылась в РОСИЗО
К 100-летию выхода на экраны ленты "Броненосец "Потемкин" РОСИЗО и Музей кино подготовили совместный проект – выставку, посвященную Сергею Эйзенштейну. Она демонстрирует многогранность личности режиссера, чьи фильмы изменили язык кинематографа. Экспозицию "Бесконечный человек" осмотрел Станислав Анисимов.
"Фильм выглядит, как хроника событий, а действует как драма" – писал публицист и драматург Сергей Третьяков о "Броненосце Потемкине". В этом году ленте исполняется 100 лет. Но это лишь повод узнать больше о его режиссере, прогуляться по закоулкам биографии одного из самых значимых авторов XX века.
"Вклад Сергея Эйзенштейна в мировой кинематограф переоценить невозможно, и свидетельство тому неизменно высокие рейтинги фильма "Броненосец "Потемкин", – отметил генеральный директор РОСИЗО Иван Лыкошин.
Один из самых ярких залов посвящен Мексиканскому путешествию Эйзенштена, которое он совершил с 1931 по 1932 год. Привез массу сувениров – один из них набор миниатюрных игрушек – Коррида. В них – помещали блох. Древнейший ритуал заинтересовал Эйзенштейна не только своей историей. Борьбу матадора и быка он рассматривал архетипически. Как победу человека над звериным началом.
Александр Югай, куратор выставки: "На сегодняшний день изучено буквально 20-30 % всего наследия Сергея Эйзенштейна, настолько он бесконечен в своем творчестве".
Театральному наследию Эйзенштейна посвящен отдельный зал. Его открывает работа Пабло Пикассо "Дружба" из коллекции ГМИИ имени Пушкина. Кубизм молодые авторы противопоставляли мелкобуржуазности импрессионизма. Именно кубизм и определил характер эскизов Сергея Михайловича к его спектаклям. Рифма здесь очевидна. На соседнем стенде фотография постановки Эйзенштейна "Противогазы", которая была реализована в цехе газового завода.
"Удивительная особенность Эйзенштейна – он в огромном контексте мировой культуры, и в истории, и в географии. Он пытался кинематограф облагородить причастностью к старшим искусствам. И разным культурам. Мне очень нравится, что молодые кураторы выставки из РОСИЗО поставили в центр контекст Эйзенштейна, а не только его собственные творения. Поэтому здесь есть и Пикассо, тут есть и Мейерхольд, тут есть Гойя", – рассказал киновед, научный консультант выставки Наум Клейман.
Цикл "Капричос"- рифмуется с двухсерийным фильмом "Иван Грозный". А в соседнем зале, и это уже действительно редкость, рисунки к балетному номеру "Кармен", Эйзенштейн поставил его, смонтировав музыку Бизе. Так он лаконично представил историю главных героев, которых танцевали Сусанна Звягина и Константин Рихтер. А самый мистический объект экспозиции – это фотокопии отпечатков ладоней мастера. В 30 году, в Голливуде, режиссер показал их хироманту Кирро, который предсказал Эйзенштейну недолгую жизнь. после возвращения на Родину. Супруга режиссера Пера Аташева замечала: к этому эпизоду своей биографии он относился очень серьезно.