15 мая 2025, 10:10 15 мая 2025, 11:10 15 мая 2025, 12:10 15 мая 2025, 13:10 15 мая 2025, 14:10 15 мая 2025, 15:10 15 мая 2025, 16:10 15 мая 2025, 17:10 15 мая 2025, 18:10 15 мая 2025, 19:10 15 мая 2025, 20:10

100 лет назад Михаил Булгаков написал повесть "Собачье сердце"

  • Картинка
  • 100 лет назад Михаил Булгаков написал повесть "Собачье сердце"
  • Картинка
    100 лет назад Михаил Булгаков написал повесть "Собачье сердце"
  • 100 лет назад Михаил Булгаков написал повесть "Собачье сердце"
Известно, что судьбы героев этого произведения прочно вплетены в географию столицы, а у самого писателя были свои представления о Москве.

100 лет назад Михаил Булгаков написал повесть "Собачье сердце". Судьбы героев этого произведения прочно вплетены в географию столицы: Главрыба, Мёртвый, или Пречистенский переулок, Цирк Никитиных и "Нигде, кроме как в Моссельпроме"... О булгаковской Москве и многообразии режиссёрских прочтений – Юлия Струкова.

Пречистенка, 16 – в 1920 годах прошлого века здесь была Центральная комиссия по улучшению быта ученых. В подворотне этого дома профессор Преображенский встретился с Шариком. Сотрудники Музея Булгакова сегодня снимают видеоролики в местах действия повести "Собачье сердце". Популяризируют адреса булгаковской Москвы.

"Пречистенская пожарная часть тоже упоминается. Это фрагмент, где Шарик определяет время суток по запаху лука", – говорит зам. директора по музейной деятельности и развитию музея М. Булгакова Иван Назаров.

На Пречистенке была и квартира профессора Преображенского. Здесь же, в Чистом переулке, 9 во флигеле жил и сам Булгаков. К 1925 году уже написаны и частично опубликованы "Записки на манжетах", "Дьяволиада", "Роковые яйца". В литературных кругах Булгаков читает "Собачье сердце" – агенты ГПУ выступления конспектируют, докладывают начальству – слишком много опасной сатиры на повседневность.

"В 1926 во время обыска в Чистом переулке у Булгакова будет изъято "Собачье сердце", и будет изъят его дневник. Впоследствии Булгаков будет вызван даже на допрос в ГПУ, где, соответственно сохранился протокол этого допроса, где он будет говорить о том, что да, в "Собачьем сердце" присутствуют политические моменты", – продолжает зам. директора по музейной деятельности и развитию музея М. Булгакова Иван Назаров.

Повесть о жестоком эксперименте и неудачной попытке преобразовать человека вернут автору в 1929. Экземпляр сейчас хранится в Российской государственной библиотеке. С пометкой "Взято и возвращено ГПУ". В конце 1960 книгу печатают в Германии, Великобритании, Италии. В Советском Союзе Булгаков до перестройки – только в Самиздате. Именно в таком виде читала "Собачье сердце" режиссер Генриетта Яновская. И в 1987, через 20 лет после прочтения, первая поставила его в театре.

"Преображенский – великий создатель, почти Бог. Другой персонаж – это Швондер и его помощники-жилтоварищи. Третий персонаж, который также ярок и силён – это собака. Этот тройственный союз – это наши родители. Это тот клубок, в котором мы появлялись – то, из чего мы воспитывались", – объясняет режиссёр, народная артистка России Генриетта Яновская.

У Генриетты Яновской пространство "Собачьего сердца" – как после чумы или взрыва. Старинный интерьер контрастирует с черным снегом, в котором по колено утопают люди. В мир профессора Преображенского, слушающего "Аиду", врываются красноармейские гармони, барабаны и марши. В середине перестроечных 1980 – вновь смена эпох. "Собачье сердце", наконец опубликованное в журнале "Знамя", находит невероятный отклик в обществе. Телефильм Владимира Бортко, снятый на "Ленфильме", – это блестящие актерские работы, ударные булгаковские фразы, изображение в сепии и некоторые хитрости, как, например, съемки в стилистике "немого кино" – со скоростью 16 кадров в секунду. Киноязык, передающий атмосферу 1920 годов.

"Он вписывается в череду ленфильмовских картин, ленфильмовских постановок, которые тему мистики, тему каких-то, скажем так, инфернальных сущностей – тему... вот то, что было популярно в конце 80-х – экстрасенсы, НЛО и так далее – он подхватывает", – отмечает историк кино Станислав Дединский.

Несколько лет назад студентка ВГИКА Александра Павлова взялась за работу над этим произведением.

"Это был зимний семестр, и мы гуляли с моим однокурсником по Москве и чувствовали себя просто каким-то Шариковым на Пречистенке, мы мерзли. Слава Богу, нас никто не обдал кипятком. Ну просто вот... Понятно, что изменилась архитектура, изменилось какое-то... Но не изменилось пространство, да – не изменилась ширина улиц", – делится мнением художница, режиссёр анимационного кино Александра Павлова.

Изломанные перспективы и ракурсы, серые и грязно-белые тона, конструктивистская архитектура здесь соседствует с интерьерами профессора Преображенского. Эти работы к пока не существующему анимационному фильму – в коллекции музея. Уже следующие поколения переосмысливают творчество Михаила Булгакова и создают свои истории о бесприютном существе в вихре революции.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация