Волгоградская филармония и ВГИиК представили совместный органный проект
"Токката и фуга ре минор" Иоганна Баха – как квинтэссенция и отправная точка темы о сотворении мира – "Потерянного" и "Возвращенного рая" Джона Мильтона. Эпическая поэма – один из символов английской литературы – основана на Ветхом и Новом Заветах, написана в десяти песнях. История о борьбе неба и ада – в ее хрестоматийных образах Бога и Сатаны, о познании добра и зла как неотделимых друг от друга понятиях, о первородном грехе и дальнейшем спасении Адама и Евы.
"Нам хотелось показать некую последовательность: от сотворения мира через основополагающие основы библейской истории в поэтизированной форме, метафорической форме и довести до христианских истин, спасения. Неслучайно возникает крест – как идея спасения человека. Так мы замыслили раскрыть "Токкату и фугу" – как первоначало и музыки, и искусства, "Потерянный рай", но возможность спасения, возвращения этого рая", – рассказывает исполняющий обязанности ректора ВГИиК Оксана Луконина.
Вдохновленный Шекспиром, его трагедиями, свое произведение Мильтон написал пятистопным нерифмованным ямбом. При всем поэтическом звучании оно сложно в исполнении. Его фрагменты на сцене декламируют пять чтецов.
"Тяжело было понять мысль, потому что рвется строчка, рвется мысль, надо пытаться, не нарушая эту строчку, вести мысль, которую хочется донести. При этом произведение говорит о возвышенном", – отмечает преподаватель актерского искусства ВГИиК Екатерина Грешнева.
Произведение, его художественное слово усиливают органные токкаты Баха, мистические мотивы Балдуцци и хоралы Генделя. В концерте участвуют не только профессиональные музыканты, солисты, но и студенты Волгоградского института искусства и культуры. Для академического хора этот опыт важен. В отличие от русской духовной музыки у барочной – другая манера исполнения, стиль. Именно в эту эпоху орган как инструмент достиг наивысшего расцвета.
"Это нельзя петь кантиленно, как русские исполняют, а немножечко сдержанно, более строже стиль. Здесь нельзя делать великой экспрессии, как в русской музыке. Для студентов очень важно получить опыт исполнения. Мы выдерживаем весь стиль именной той эпохи, то есть мы переместились во времени", – говорит художественный руководитель Академического хора ВГИиК Марина Котова.
Тема любви в сегодняшнем времени – в мюзиклах, рок-операх, мелодиях к фильмам – у Мориа, Уэббера, Артемьева, Рыбникова. Мощь органа и камерность гитары – редкое сочетание в музыкальном мире. Для органистки Оксаны Лукониной и гитариста Анатолия Яндрышникова – первый совместный творческий опыт. Свое исполнение музыканты построили на импровизации.
"Очень непривычное сочетание, потому что со скрипачами понятно, с вокалистами понятно, с духовыми понятно, флейта, орган все понятно. Но где гитара и орган, это два совершенно разных полюса по тембру. Время такое приходит, что эклектика, сплав несочетаемого", – отмечает гитарист Анатолий Яндрышников.
Любовь, при всей поглощающей ее страсти, как истинное чувство светла, чиста, радостна, при этом жертвенна и очень хрупка. О вечной теме рассказали словом, живописью, танцем и, конечно, музыкой.