11 июля 2025, 15:54 11 июля 2025, 16:54 11 июля 2025, 17:54 11 июля 2025, 18:54 11 июля 2025, 19:54 11 июля 2025, 20:54 11 июля 2025, 21:54 11 июля 2025, 22:54 11 июля 2025, 23:54 12 июля 2025, 00:54 12 июля 2025, 01:54

Московский музей современного искусства знакомит с работами Виктора Умнова

  • Картинка
  • Московский музей современного искусства знакомит с работами Виктора Умнова
  • Картинка
    Московский музей современного искусства знакомит с работами Виктора Умнова
  • Московский музей современного искусства знакомит с работами Виктора Умнова
Его живописные и графические произведения долгое время оставались фигуративными по характеру и экспрессивными по форме. Но с конца 70-х Умнов обратился к литературному творчеству.

Московский музей современного искусства продолжает серию исследовательских выставок и представляет коллекцию работ Виктора Умнова. Художник превращал тексты в графические головоломки и писал на кровельной жести вместо холста. Но на выставке "Желание рисовать" практически неизвестные, ранние вещи. Алия Шарифуллина продолжит.

Однажды в молодости, во время занятий в библиотеке, как рассказывал сам Виктор Умнов, у него вдруг возникло "непреодолимое желание рисовать". Настолько сильное, что он буквально всё оставил и, вернувшись домой, стал делать иллюстрации к книге из домашней библиотеки. Этот эпизод, положивший начало художественным поискам Умнова, и дал название выставке. Ранним работам мастера, которые уже давно стали музейной редкостью, во многом и посвящена экспозиция. Умнов не получил специального художественного образования. Он посещал изостудию Московского энергетического института. Вот его живописные арбатские переулки того периода. Но вскоре от многоцветия Умнов переходит к графике.

"Его графические работы были наполнены поиском грубоватой, как будто бы примитивной техники. Это была графика, сделанная тушью, но это было повторение этой манеры, немножко грубоватой. Иногда лубочной, может быть, немножко неповоротливой. Как сделать это более осязаемым, пластичным, вываливающимся из академической гладкой живописи", – рассказала старший научный сотрудник Научного отдела ММОМА Катерина Зайцева.

В 60-х произошли важные для Умнова изменения в творчестве: сперва он увлекся русской иконописью, затем пришло восхищение примитивистами Руссо и Пиросманишвили, увлекался народным искусством, упрощая собственное. Умнов ездил по деревням России, собирал предметы русского народного ремесла, особенно прялки.

"Его искусство связано единой нитью очень бережного, очень внимательного отношения к русскому народному искусству, к той волне авангарда, которая подпитывалась народными корнями", – отметил заведующий сектором русского искусства Научного отдела ММОМА Владимир Прохоров.

Его живописные и графические работы долгое время оставались фигуративными по характеру и экспрессивными по форме. Но начиная с конца 70-х Умнов обратился к литературному творчеству. Он пишет книгу афоризмов, а затем переносит эти строки на листы картона или кровельное железо. Его мысли о Боге, искусстве, любви. Спустя годы художник приходит к пониманию, что умолчание гораздо сильнее выражения. Недеяние лучше, чем деяние.

"Он как будто начинает не обнулять, но зачеркивать, скрывать. Сам он говорил, что пишет афоризмы, какой-то мудрости слова на материале. А дальше ему кажется, что это фальшиво. Иногда он их скрывает", – пояснила Катерина Зайцева.

Его вербальные формулы то подчеркивались пластическим жестом, то выделялись как доминанты, то зачеркивались, но сохранялись частично, то исчезали вовсе. Обращение к тексту и его разрушение отражало желание художника сказать и не сказать одновременно. Поделиться опытом, не уничтожив истину.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация