Литературный музей представляет восточную коллекцию Ильи Остроухова
Египетские скульптуры, японские вазы, китайские курильницы. Музей истории российской литературы имени Даля представляет восточную коллекцию Ильи Остроухова. В экспозиции – произведения искусства, а также документы, которые рассказывают о формировании собрания и его судьбе в послереволюционные годы. Лидия Алёшина продолжит.
Саркофаги, статуи, вазы, амулетницы и флакончики для табака – в восточной коллекции Ильи Остроухова – раритеты из Древнего Египта, Японии, Китая. В 1912 году он делает запись о приобретенном для домашнего собрания сосуде из горного хрусталя. Подставка для просушки кистей датирована XVIII веком. Работа китайских мастеров. Хранил ее Остроухов в своем "кабинете ученого", где можно было и созерцать, и размышлять.
"Волны, из которых выпрыгивают рыбы. Илья Семенович очень ярко описывает, что они должны перепрыгнуть через эту реку, и включает это в мифологизированный контекст", – пояснила куратор выставки Марина Краснова.
В Москве в начале ХХ века Остроухов был знаменит. "Илья Семенович" говорили о нем, без упоминания фамилии. Русский художник-пейзажист, коллекционер, мастер знаточеской атрибуции картин. Остроухов повторял: "Пусть искусствоведы представят мне хоть кипу документов в подтверждение своей атрибуции, если я вижу, что это не Рембрандт, значит, это не Рембрандт!". Если ему не нравилось произведение говорил: "чепуха и дрянь".
"Илья Семенович Остроухов – это человек-оркестр, это ярчайшая фигура Серебряного века, русского художественного и философского возрождения. Это человек, породнившийся с родом Боткиных: и литераторов, и меценатов, и великих купцов, и промышленников. Человек, заведовавший Третьяковкой", – рассказал директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак.
Современники восхищались его интуицией и проницательностью, но у коллекционера были и ошибки. Эта маска от головной части саркофага. В Египетской коллекции Остроухова она датировалась XIX-XVIII веками до нашей эры, но современный анализ показал: подлинность этого раритета вызывает сомнения. Еще один экспонат из собрания Остроухова – лицо статуи с инкрустированными глазами – тоже считают подделкой.
"Илья Семенович восторгался этой вещью, даже если бы он знал, что это подделка, что она сделана в конце XIX века, он всё равно бы ее приобрел", – отметила Марина Краснова.
В коллекции Остроухова каждое произведение искусства было связано с другим. Египетская маска рядом с полотном неизвестного испанского художника "Монахиня на смертном одре" – тема смерти в разных культурах. Соединение Востока и Запада.