Юбилейная выставка Александра Бурганова открылась в РАХ
К 90-летию Александра Бурганова в залах Российской Академии художеств открылась ретроспективная выставка. Автор известных монументальных композиций и памятников предстает здесь как новатор, мастер метафор и иллюзий. Разгадать их пыталась Алия Шарифуллина.
"Фантастический портрет", в котором искать сходство с кем-либо не имеет смысла. "Героический пейзаж", точки координат которого не обнаружить, множество элементов фигур в усложненных связях… В эстетике Александра Бурганова фантазия даже не сосуществует с реальностью, а сама является формой жизни – причудливо изогнутой, перевернутой, заново собранной из знакомых частей. Вот тело женщины с пылающим конвертом вместо головы. А рядом – антропоморфное существо, которое при ближайшем рассмотрении оказывается человеческой рукой. Рука – важный для Бурганова образ. Он считает ее самым честным портретом человека.
"То, как человек пожимает руку, то, как он поднимает руку в приветствии – мы можем составить о нем какое-то впечатление. Недаром говорят, что Александр Бурганов внес в скульптуру новую тему – тема:- жест, этот жест, который осуществляет, являет рука", – отметила куратор выставки, дочь А. Н. Бурганова Мария Бурганова.
Узнаваемы скульптуры Бурганова и по игре с драпировкой. Это тоже важный образ для художника. Готика, показав "взволнованность" ткани, намекала на присутствие духа, барокко сделало одеяния "говорящими" об эмоциональном мире тех, кто был в них облачен. У Бурганова – иное. В его детстве занавеска, за которую нельзя было заходить – служила символом ограничения. И сейчас, оживляя тяжелые каменные формы драпировкой, художник рвется к свободе.
Мария Бурганова: "Скульптура – это статичное явление – памятники стоят. Бюсты тоже стоят. Эта идея заставить их двигаться или слепить ветер, время, слепить память. То есть найти какой-то образ, который мог бы визуализировать, реализовать".
Свобода и неволя – главная тема для Бурганова. Отсюда и многочисленные клетки, в которой заточена душа, и "бегущая с птицей", сумевшая вырваться. При этом сам Бурганов – не эскапист, который прячется в сюрреалистичный мир своих фантазий. Он укоренен в действительности, которую препарирует по собственному желанию, сталкивая противоположности – добро и зло, красоту и уродство, духовное и низменное. Его монументальные работы украшают города по всему миру – США, Канада, Германии. Но на этой выставке сам Александр Бурганов хотел показать свои композиции-эссе, скульптурные поэмы, наполненные аллегорическими и философскими образами и смыслами.