"Алгоритмы познания" – финал фестиваля-интенсива в Центре AZ/ART
Финальная часть фестиваля-интенсива "Алгоритмы познания" открылась в Центре современного искусства AZ/ART. Свои проекты представили Ирина Корина, Михаил Рубанков и объединение "Хвойные". Разные пути художественного осмысления мира изучила Лидия Алёшина.
Строительная перчатка, прибитая гвоздями к доске – шелкография Михаила Рубанкова – это и матрица, и звездное небо и отсыл к антропогенезу. Рядом юрта. О том, что внутри, можно догадаться по названию этой экспозиции – "Железная кость" – из мира шаманской культуры. На видео – аутентичный ритуал камлания: транс, общение с духами проводит шаманка Юна.
"Железная кость – это кость, которая присутствует в теле потенциального шамана. По легендам духи, когда разбирают плоть, когда происходит инициация, посвящение в шаманы, ищут ту самую железную кость", – рассказал художник Михаил Рубанков.
А это уже проект арт-группы "Хвойные". В названии экспозиции – восклицание, которым перекликаются в лесу, чтобы не потерять друг друга: "Ау". История арт-группы из Санкт-Петербурга началась пять лет назад. Познакомившись на одной из выставок, художники каждый год на майские праздники стали собираться в деревне Хвойное, где мастерская одного из участников группы. Разговоры у костра, фотографии, создание инсталляций, творческие фантазии, разговоры с камнями и объятия с деревьями.
"В арт-группе "Хвойные" участвую в образе зверя. Я полностью облачаюсь в такой костюм, это леопардовый принт и сверху черная грива", – пояснила художница, участница арт-группы "Хвойные" Серафима Сажина.
Участница "Хвойных" Грета Димарис создала свою "лесопись".
"Наливала тушь на листы и потом размазывала, возякая по полянам, по ландшафту. Попадается дерево – елка – вот она отпечатывается", – рассказала художница, участница арт-группы "Хвойные" Грета Димарис.
"Послезавтра, скорее всего, но почему-то не могу" – проект Ирины Кориной. Предметы советской эпохи, ритуальные принадлежности. Объект, по форме напоминающий надгробие: с одной стороны – перчаточная кукла, с другой – портрет знаменитого психолога.
"В новом контексте слово может менять свой смысл. Мне хотелось предметы, которые нам знакомы, перевести в совершенно другой контекст", – поделилась художница Ирина Корина.
Библиотека с деревянными книгами, обложки украшены старым плюшем, художница нашла ткань, которую выпускали на советских фабриках, ковры создавала своими руками. Книги тактильные, но их по совету художницы, трогать не стоит.
"Фантасмагория, где одни формы, вещи с одной историей переплетаются вещами другой истории", – сказал куратор фестиваля Александр Дашевский.
Пирамида – коллаж из предметов, которые можно было купить в 70-х годах прошлого века. Панно в технике маркетри, пейзажи, сюжеты из сказок, венчает эту композицию фигурка летящего Циолковского – вот такое переосмысление советского наследия с нотками ностальгии.