Александру Адабашьяну – 80 лет
Александру Адабашьяну – 80 лет. С юбилеем заслуженного деятеля искусств поздравил президент Владимир Путин. Александр Адабашьян реализовался во множестве профессий: актёр, сценарист, художник, кинорежиссёр. В каждой – он неожиданный и парадоксальный. И даже сравнивает кинематограф с игрой в футбол. Станислав Анисимов продолжит.
Послевоенное детство Александра Адабашьяна прошло на Нижней Масловке. Стадион "Динамо" – Советский Колизей – его привлекал, как всех мальчишек. Игру на футбольном поле Александр Артемович сравнивает с драматургией фильма.
"В принципе, это еще по моему Эйзенштейн сказал, что лучшая драматургия – это футбольный матч. Если так разобраться, действительно, это классическая история, если человек ничего не понимающий в футболе приходит смотреть, это тоже самое, что вы садитесь в зал кинотеатра, смотрите, ничего не понимаете, потом начинаете понимать", – говорит режиссёр, сценарист Александр Адабашьян.
Режиссерский дебют Адабашьяна – критики и зрители оценили прежде всего за тонкое чувство атмосферы времени и места. Уловить ее как автору Александру Артемовичу удалось очень точно – провинциальная Франция, кружевное плетение отношений героев.
Стоит ли удивляться, что одно из главных детских воспоминаний, связанное с Нижней Масловкой – это именно настроение людей.
"Видимо агрессия вся была уже использована во время войны, поэтому никто не болел против все болели за. Не был такого, чтобы антагонизм был между болельщиками одной и другой команды", – рассказывает Александр Адабашьян.
Интрига – один из основных драматургических законов, характерен и для футбола, и для кино. Создать интригу, заключающуюся в секрете вечной молодости героини, Адабашьяну-сценаристу удалось. Но свои секреты он предпочитает не выдавать. Выдавая мастерство за виртуозную игру.
"Это классическое построение хорошее для любой картины. Въезжая постепенно, очень простые правила, которые понятны. Вот мячик, который надо закатить или туда или сюда, а потом начинаются всякие но, потому что оказывается не так все просто – руками играть нельзя, толкаться нельзя", – делится Александр Адабашьян.
После появления портативных радиоприемников, советские мальчишки узнали о том, что такое чудеса интерпретации. То, что видели они на поле, иногда значительно отличалось от того, что они слышали в трансляции.
Александр Адабашьян: "Невероятный прыжок вратаря! Он пролетел метров пять, я такого и не видел. А он спокойно шлепнулся, забрал мяч. Но все это надо было подавать".
Один из старейших посетителей стадиона "Динамо" – Александр Артемович Адабашьян хоть и говорит, что между ним и футболом – ничего общего – отлично усвоил правила игры. Азарт, с которым он включается в работу и внешняя невозмутимость, позволяют ему оставаться в команде кинодраматургов и по сей день. Игра продолжается!
К 80-летию Александра Адабашьяна смотрите в 19:45 документальный фильм "Монолог в четырёх частях". А сразу после – художественный фильм "Пять вечеров".