26 августа 2025, 08:59 26 августа 2025, 09:59 26 августа 2025, 10:59 26 августа 2025, 11:59 26 августа 2025, 12:59 26 августа 2025, 13:59 26 августа 2025, 14:59 26 августа 2025, 15:59 26 августа 2025, 16:59 26 августа 2025, 17:59 26 августа 2025, 18:59

Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском посвящена выставка в Музее архитектуры

  • Картинка
  • Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском посвящена выставка в Музее архитектуры
  • Картинка
    Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском посвящена выставка в Музее архитектуры
  • Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском посвящена выставка в Музее архитектуры
Уникальное сооружение, построенное в 1234 году, изначально было полностью украшено резьбой.

Последний белокаменный храм, который возвели на Руси до татаро-монгольского нашествия. Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском посвящена выставка в Музее архитектуры имени Щусева. Уникальное сооружение, построенное в 1234 году, изначально было полностью украшено резьбой. О загадках "Белого храма" – Юлия Струкова.

Как выглядел Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и что означал его декор – две самые сложные загадки, ответы на которые уже второе столетие ищут исследователи. Этот памятник, возведенный в 30-х годах XIII века князем Святославом Всеволодовичем, – образец расцвета владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

"Георгиевский собор обрушился в середине XV века. И уже тогда этот памятник был настолько значим, что московский князь направил архитектора для его восстановления. Однако зодчий в XV веке справился так, как он мог. И собор был восстановлен не в первоначальных формах. А главное – были перепутаны между собой белокаменные блоки с рельефным декором", – рассказывает директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.

С конца XIX столетия историки искусства, архитекторы и реставраторы изучают археологию вокруг собора и типологически схожие храмы. Константину Романову удалось описать и зафиксировать каменные блоки, многие из которых не использовались при восстановлении, сделать первую реконструкцию сюжетов. Петр Барановский в 20-40-х годах прошлого века освободил Георгиевский собор от поздних наслоений и продолжал разгадывать ребусы рельефов. Дмитрий Сухов и его последователи пытались в рисунках и чертежах воссоздать второй – верхний ярус храма, который был утрачен.

"Мы здесь сгруппировали те научные реконструкции для того, чтобы рассказать как идет научный поиск той первоначальной формы", – объясняет заместитель генерального директора по научной работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника Олег Рыжков.

Этот макет показывает, как выглядит собор сегодня. Часть, что осталась от него первоначального в 1471 году доложил зодчий Ермолин, четырехскатную крышу сделали в XVIII веке, мелкие ремонты проводили и в 20-м. Рядом – предположения, каким мог быть подлинный Георгиевский собор. Параллельно исследователи выдвигали гипотезы об идее рельефного декора храма.

"Барановский предполагал, что декор строится по церковному календарю. Праздники, изображение которых располагалось в закомарах, следовали календарному церковному году. Сейчас исследователи скорее полагают, что памятник был отображение Нового Иерусалима, земли обетованной, нового княжества. Потому что Владимиро-Суздальские – это были новые, молодые княжества. И изображение их богоизбранности", – делится куратор выставки Анатолий Оксенюк.

Сегодня изучение памятника продолжается. Тем временем Георгиевский собор в Юрьеве-Польском закрыт, в нем идут предварительные реставрационные работы. С XIX века внутри обнаружена высокая сырость и пока эту проблему решить не удалось.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация