Выставка работ Виталия Пушницкого открылась в Музее архитектуры имени Щусева
"Студии. Ожидание". Выставка работ Виталия Пушницкого открылась в Музее архитектуры имени Щусева. Экспозиция представляет мастерскую художника как место силы, где рождаются идеи, исследуется тема взаимовлияния пространства и искусства. Юлия Кундрюкова делится впечатлениями.
Первый ключ к пониманию концепции этой выставки – ее оформление. Стены выкрашены под цвет работ, а краски на полотнах перекликаются со старинной росписью на потолке. Пространство влияет на искусство, а искусство – на пространство. Но это – только поверхностный смысл. Виталий Пушницкий уверен, что даже архитектура, которая кажется незыблемой и однозначной, попадая в область восприятия, становится изменчивой и текучей.
"Восприятие важнее факта. Потому что факт архитектуры для кого-то один, но восприятие одной и той же вещи будет разным. И отношение, естественно, возникнет разное. Но художник работает не с фактом. Художник работает с собой. Потому что искусство – это инструмент для изменения себя. Прежде всего. А потом уже кто-то, кто становится соучастником", – говорит художник Виталий Пушницкий.
Художник воздействует на пространство, или пространство формирует художника? Вопрос, который исследовали многие философы. В стенах этого музея привыкли говорить о том, что архитектура – это важнейшее из искусств.
"Она нас воспитывает, формирует, она влияет на наше настроение, даже если мы об этом не задумываемся. И когда мы общались с Виталием, мы поняли, что он видит архитектуру так же. Для него, конечно, особенно важна тема студии. Студии, которая формирует художника, как он говорит – "студия определяет творческую судьбу", – отмечает директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.
Художник наблюдает за тем, кто наблюдает. Большинство полотен Пушницкого – безлюдны, но кое-где появляется человек: то ли модель, с которой кто-то пишет портрет, то ли сам художник, отдыхающий от работы. Студия – это защитная оболочка, где происходит сакральное действие. Но даже в этом безопасном закрытом пространстве возникает конфликт.
"С одной стороны, ты организуешь пространство по классическому канону: ты пытаешься достичь возвышенной гармонии, баланса, взвешенности. А с другой стороны, привычки, энтропия повседневной жизни, какие-то признаки будничных процессов – они заполняют пространство, и возникает соблазн наконец-то выдохнуть, уйти от этого напряжения ожидания вдохновения, напряжения контроля, и возникает диван, и ты уже на нем спишь, обронив перо", – рассказывает куратор выставки Ксения Малич.
На выставке – цикл из 60 работ. Самая ранняя – 1998 года, и это – не картина, а дверь из его мастерской, на которой художник попробовал остановить время.
"Вечернее солнце, уходя за горизонт, осветило в кухне свет, и я с надеждой его записал на память, чтобы солнце оставалось в помещении", – делится художник Виталий Пушницкий.
Большинство полотен в экспозиции – из частных собраний, и вот за эту работу, например, на аукционе в Европе была серьезная борьба. В итоге картина, которая называется "Коллекционеры" – оказалась в руках собирателя искусства из Петербурга.
"У Пушницкого в живописи очень много отсылок к другим художникам, к другому искусству, к его – даже не современникам, – а именно предшественникам, великим художникам. Он не боится вступать в диалог и с Веласкесом, и с Рембрандтом", – подчеркивает искусствовед, основатель галереи pop/off/art Сергей Попов.
Пример такого диалога – эта работа 2018 года, которая напоминает знаменитую фотографию Фрэнсиса Бэкона в его мастерской. Пушницкий долго думал как изобразить лицо художника. В итоге использовал морскую губку. Эта ирония – оружие, с помощью которого он освобождается от влияния другого творца. Как говорит Пушницкий, "суть любого человека и любого художника – пустота".