Утраченную "Мадонну с младенцем" Гверчино представил Пушкинский музей
"Мадонну с младенцем" – картину Джованни Франческо Барбьери по прозванию Гверчино – возвращает в музейный оборот заключительная выставка проекта "Новые шедевры Пушкинского". Произведение одного из лучших мастеров итальянского барокко "потерялось" 100 лет назад. Подробнее об истории полотна – Алия Шарифуллина.
Для того, чтобы так сиять перед публикой "Мадонне с младенцем" потребовался целый век. Провенанс этой картины Гверчино, по мнению сотрудников Пушкинского музея, достоин большой экранизации, причем в детективном ключе. 100 лет полотно знаменитого художника считалось утраченным.
"Приобретение Гверчино в нашу коллекцию – это удача. Это невероятный промысел, спасибо Виктории Эммануиловне Марковой, которая спродюсировала появление картины в нашей коллекции, потому что только провенанс этой картины – это необыкновенная история", – отметила директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ольга Галактионова.
"Мадонна с Младенцем" происходит из коллекции императрицы Жозефины, жены Наполеона, которая приобрела ее у антиквара Лудовико Вариско в начале XIX века. После смерти Жозефины полотно унаследовала ее дочь Гортензия Бонапарт. В России работа Гверчино появилась благодаря Александру Первому: в 1820 году он купил ее для Императорского Эрмитажа. Спустя 42 года картина оказалась в Москве в коллекции Румянцевского музея, а после его расформирования в 1924 году, исчезла из поля зрения даже искусствоведов. Считалось, что полотно могли вывезти за рубеж, но позже Мадонну обнаружили в частном собрании. С середины 80-х она находилась в коллекции художника Ильи Глазунова. В Пушкинский музей картина поступила от его дочери Веры.
"Я опубликую ее за рубежом. Это картина, подлинник которой неизвестен, известна по копиям, три копии существует, а подлинник неизвестен, поэтому это сенсация чрезвычайно важная для истории искусства и для изучения творчества самого Гверчино", – подчеркнула главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Виктория Маркова.
Знаменитый болонский художник написал "Мадонну с Младенцем" в середине 1640-х годов, в период творческой зрелости. На полотне – характерные для работ того времени тип лица Мадонны, легкий наклон головы и мягко написанные глубокие тени. Мастерство художника проявилось в аранжировке складок, наполняющих картину внутренней жизнью.
"Каждая работа такого художника – это штучное произведение искусства. Художника, который был очень высоко ценим в свое время. Его приглашали в качестве придворного художника во Францию и он не поехал, его величайшем колористом почитал Веласкес", – поделилась главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Виктория Маркова.
В собрании музея есть уже четыре полотна Гверчино. Некоторые из них – из той же коллекции Жозефины. "Мадонна с младенцем" ближайшие две недели будет выставляться в проекте "Новые шедевры Пушкинского", а затем займёт своё место в постоянной экспозиции.