Виктория Маркова – об утраченной "Мадонне с младенцем" Гверчино
Мадонна многолика. Ведь в сущности, давайте задумаемся, все мадонны мира в истории искусства – это величайший женский портрет, в тысячах версий, тысячах внешностей. Портрет, который вобрал множество лучших черт женской натуры. Мужчину искусство мира в той же мере того же не удостоило. Даже если обратиться к облику Иисуса, он вроде бы тоже многолик. Но здесь другое, у него как у
Бога, нет внешности. В изображении Мадонны есть строго соблюдаемые детали в изображении. Например, вы ведь заметили: красное платье, синяя накидка – так почти на всех изображениях богоматери. Сикстинская у Рафаэля, ровно так же одета. Но Гверчино – художник уже периода Барокко, а в этот период, давно уже правила соблюдались просто по умолчанию. Давно уже ценился гораздо выше авторский почерк. Почерк Гверчино неповторим. Поэтому Пушкинский музей торжествует, демонстрируя новое обретение.