Международный фестиваль архивных фильмов снова в Москве
Международный фестиваль архивных фильмов снова в Москве. На открытии показали отреставрированную в цифровом формате ленту Александра Роу "Конек-горбунок", снятую в 1941 году.
Какую программу подготовили для любителей старого кино – расскажет Юлия Струкова.
Каждая картина фестиваля архивного кино – зрелище, которое можно увидеть только здесь и сейчас. Вот, к примеру, фильм открытия – "Конек-горбунок" Александра Роу 1941 года – впервые в отреставрированном виде. Изображение первой советской киносказки, еще недавно было размытым и нечетким. Пришлось чистить негативы, и соблюдать этические правила реставрации.
"Мы не имеем права ни улучшать картину, ни привносить что-то новое. Я всегда говорю, что мы не имеем права приделывать руки Венере Милосской. У нас было много дискуссий, каким должен быть цвет красный, зеленый и так далее", – рассказал директор аналитического департамента Госфильмофонда России Анастасия Вознесенская.
Заявлено 14 программ. Одна из самых масштабных – о возвращении к жизни после окончания Второй мировой войны. Это картины 40-х годов. Своеобразный анализ того, как кинематографисты разных стран переосмысливали итоги войны.
"Это 9 разных стран. В том числе будет показан фильм Марлена Хуциева "Был месяц май". Все остальные страны – это Европа и США о том, как по-разному кинематографии разных стран переживали прошедшую трагедию, прошедшую катастрофу", – прокомментировал научный сотрудник Госфильмофонда России Андрей Икко.
Программа к 165-летию со дня рождения Чехова; подборка лент с Никитой Михалковым – оказывается есть много неизвестных фильмов с его участием; и наконец, китайские картины разных жанров – детективы, социальные фильмы, ленты-подражания Голливуду, которые у нас никогда не показывали.
"Сложно сказать откуда оно появилось, может из Рейхсархива, который в Берлине, может еще откуда. Но так как отношения между СССР и КНР были, мягко говоря, ужасными, они лежали в Госфильмофонде и лежали. Китайские иероглифы на коробках, китайский язык в фонограмме, и некому было понять, что за кино то у нас. И наконец появились юные ребятки, Андрша Семендейкин, которые, он знает китайский язык и все это перевел на русский язык и атрибутировал", – объяснил киновед, программный директор фестиваля Сергей Лаврентьев.
В этом году в фестивале участвуют руководители киноархивов Узбекистана, Армении, Киргизии, Казахстана, Кубы, Ирана и других государств.
"С армянским архивом мы совместно делали реставрацию картины "Цвет граната", которая также будет представлена в ходе фестиваля. И еще мы впервые проводим международный круглый стол по технической реставрации", – поделился генеральный директор Госфильмофонда России Денис Аксенов.
Программы лекций и кинопоказов рассчитаны как на профессиональную, так и на широкую аудиторию. Впереди – еще девять насыщенных фестивальных дней.