"Первая фабрика авангарда" – в Иванове
Выставки современного искусства, арт-лаборатории и ярмарки интеллектуальной литературы – всё это "Первая фабрика авангарда" в Иванове. Фестиваль, задуманный как площадка для местной творческой молодежи, за эти годы стал заметным событием в арт-среде. Организаторы стараются отбирать самые интересные проекты и интегрируют их в городскую среду. Репортаж Юлии Кундрюковой.
Музей промышленности и искусства имени Дмитрия Бурылина. Купец, который собирал "редкости и древности" вряд ли мог предположить, что рядом с его артефактами появятся объекты, которые вступают с ними в перекличку и даже немного дразнят. Как вот эти веретёна Владислава Ефимова, или глиняные фигурки Романа Сакина. Он лепил их на протяжении полутора лет – обращался к подсознанию.
"Получилось, что они похожи на этот музей, музей всего, где собраны веера, мечи и латы и так же у меня фигурки на 52 разные темы ничем не связанные друг с другом", – говорит художник Роман Сакин.
Диалог современных художников с прошлым, попытка взглянуть на старое как на источник для нового – главная идея на только выставки "Объект хранения", но и всего фестиваля "Первая фабрика авангарда". Знаменитый ивановский ситец – материал, который может выглядеть модно и актуально – как на показе в музее Цветаевых. На этой точке фестивальной карты состоялась творческая лаборатория студентов ГИТИСа и Ивановского Политеха.
"Проект получился двухчастным во всех смыслах: он состоит из работ, апеллирующих к авангарду, и работ, апеллирующих к поэзии Цветаевой", – рассказывает помощник ректора ГИТИСа по выставочной работ Дмитрий Буткевич.
Для платья с огромной юбкой студентка Ивановского Политеха использовала местный ситец и стихи Цветаевой.
"В моей работе совмещены разные традиции нашего Ивановского края – это авангардные строения города Иванова, поэзия Марины Цветаевой, Шуйские ситцы – это ткани, восстановленные с XIX века и ручная набойка", – делится мнением студентка Политехнического Университета (г. Иванова) Арина Лазарян.
На полотне – силуэты главных конструктивистских домов Иванова. Один из них – дом-подкова архитектора Панова. Открыточный вид города – здание Большой Ивановской мануфактуры – попал в объектив современного художника Юры Чернышова, который снял псевдо-документальный фильм о городе, путешествуя по нему на велосипеде. Инсталляция стала частью центральной выставки фестиваля – "Лиминальные зоны".
"Такое путешествие для зрителя между этими лиминальными зонами, перемещаясь по которым, зритель сам становится лиминальным персонажем, который проживает эти состояния, буквально пропускает их через себя", – отмечает куратор, искусствовед Полина Могилина.
Лиминальность – термин из антропологии, он означает некое переходное состояние, которое может вызывать дискомфорт и тревогу – как, например, неожиданно пустой автовокзал на полотне Екатерины Герасименко, или летающий чемодан у Ольги Кройтер. Сообщения, которые отправлены, но ещё не прочитаны – об этом работа Кристины Манучарян. И такое знакомое чувство ожидания автобуса на остановке.
"Это место столкновения с временем, как оно есть. Нам уже никуда не нужно идти. Мы просто ждём", – поясняет художница (г. Санкт-Петербург) Ада Морозова.
"Мы хотим изменить ракурс взгляда на наш город. Это город конструктивизма, город авангарда, город эксперимента", – подчеркивает директор фестиваля современного искусства "Первая фабрика авангарда" Ирина Голубева.
Ещё один памятник конструктивизма Иванова – дом-корабль – стал объектом исследования местного фотохудожника Олега Павлова. Точнее, балконы этого дома.
"В Иванове как раз очень много жилого конструктивизма. А жилой конструктивизм имеет свойство как любой жилой дом обрастать какими-то новообразованиями. Какие-то дома обрастают мхом, а этот наш конструктивизм обрастает балконами", – комментирует фотограф Олег Павлов.
Переходное состояние – лиминальность – для города Иваново понятие близкое. Многим памятникам архитектуры, как и дому-кораблю, требуются реставрация и ремонт. Современные художники на "первой фабрике авангарда" пробуют обратить внимание в том числе и на это.