Выставка "1925. Декабрь" открылась в "Есенин-центре"
Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Есенина. Его жизнь трагически оборвалась в 30. Почему это произошло так рано? Выставочный проект "1925. Декабрь" в "Есенин-центре" ищет ответ на этот вопрос и рассказывает о том, что происходило в душе поэта в его последнюю зиму. Экспозицию осмотрела Юлия Кундрюкова.
Роковой декабрь 25 – акцент на этом периоде может показаться странным для выставки, которая посвящена 130-летию со дня рождения Есенина. Но смерть поэта уже давно отгоревали, а история доказала, что его жизнь продолжается. Это – его последние снимки. С женой и сёстрами, октябрь. Поэт весел и добродушен. Но уже спустя пару месяцев его жена Софья Толстая-Есенина пишет письмо матери, где умоляет не злиться на мужа – все ссоры и дебоши покрывает любовь, которая никуда не ушла. В это время Есенин уже находился на лечении в психиатрической больнице. Здесь же – договор с госиздательством о выпуске собрания сочинений поэта. Он его так и не увидел. На стенах и полотнах – множество цитат – отнюдь не радужных.
12 полотен с отрывками из стихов и писем Есенина. Все – на тему смерти. От детских воспоминаний до последних строк. Во втором зале – оригинальные документы из института мировой литературы имени Горького – это протоколы опросов Вольфа Эрлиха и Устиновых – Георгия и Елизаветы – они видели поэта последними. Рядом – копия стихотворения, которое Есенин написал кровью, потому что в номере не было чернил – "До свиданья, друг мой, до свиданья". Устиновы потом говорили, что долгое время испытывали вину от того, что прочли эти строки слишком поздно. А это – рисунок, который был сделан почти сразу после того, как поэта обнаружили мёртвым.
"Рисунок художника Василия Семеновчича Сварога, который путешествовал по миру, какое-то время находился на территории Франции, но в итоге его подарили музею Есенина. Он экспонируется впервые. Василий Семенович Сварог был один из первых кто попал в "англетеровский" номер", – рассказала куратор выставки, научный сотрудник Московского государственного музея С.А. Есенина Елизавета Морозова.
О том, как умер поэт – спорят до сих пор. Но в музее опираются исключительно на факты – Есенинский комитет признал, что на данный момент не существует каких-либо документов, которые подтверждали бы насильственную смерть, а версия самоубийства – официальная и научно доказанная. Выставка призвана не пробудить любопытство к этой теме, а скорее, вызвать сочувствие к поэту. Это попытка понять, о чем думал Есенин в последние месяцы жизни, и напомнить, что поэт жив, пока его читают.