Выставка к 130-летию со дня рождения Сергея Есенина – в РГАЛИ
"Предназначенное раставанье обещает встречу впереди..." На выставке к 130-летию со дня рождения Сергея Есенина представлены автографы, письма, черновики, афиши и другие бесценные документы. Из выставочного зала РГАЛИ – репортаж Анастасии Сапегиной.
Пожелтевшие страницы, неровный почерк, аккуратные правки – в каждой строке рука Сергея Есенина. Эта выставка – попытка заглянуть за привычный образ поэта-хулигана, показать, каким он был на самом деле: сосредоточенным, бережным, ищущим. Экспозиция выстроена по хронологическому принципу – от судьбоносной записки Блоку до последних творческих экспериментов.
"В экспозиции очень хорошо прослеживается именно эта эволюция. От поэта, который тяготел к новокрестьянской поэзии, потом его попытки стать во главе нового художественного течения имажинизма, и затем попытка приблизиться к каким-то про-советским журналам, как "Красная новь", например", – отметила начальник отдела информации и использования документов Российского архива литературы и искусства Ксения Яковлева.
На выставке представлены подлинные рукописи поэм "Пугачёв", "Русь советская", "Чёрный человек" и "Инония" с посвящением Зинаиде Райх. Но творчество Есенина не ограничивалось поэзией. Здесь же и крошечная записка – план его будущего журнала.
Ксения Яковлева: "Он обладал предпринимательской жилкой, предпринимательским чутьем, и в самые тяжелые послереволюционные годы, в годы гражданской войны он стал основателем двух издательств, которые успешно выпускали в период хозяйственной разрухи".
Собрание рукописей дополняют фотографии Сергея Есенина с его друзьями и коллегами по перу, редкие издания имажинистов и сборник "Иисус Младенец". Особое место занимают картины Евгения Рубина. На полотнах – Москва 20-х годов. Это время, когда рождались строки "Не жалею, не зову, не плачу…" И если характер эпохи передают рисунки, то внутренний мир Есенина его почерк.
"Очень аккуратный, экономный, в чем-то далекий даже от художественных особенностей, но тем не менее почерк человека сосредоточен на своем внутреннем я. Для него это всегда был вопрос, какой он", – сказала Ольга Шашкова, директор Российского архива литературы и искусства.
"До свиданья, друг мой, до свиданья…" – последние строки Сергея Есенина. Его душа осталась в рукописях и письмах – в подлинных следах времени.