Камертон эпохи: к 100-летию со дня рождения Марлена Хуциева
Исполняется 100 лет со дня рождения Марлена Хуциева. "Я не страдаю от того, что снял мало", – говорил режиссер. Каждая из его картин пронизана атмосферой своей эпохи – в них звучит сама жизнь. О том, как наполнялся музыкой, голосами и... тишиной фильм "Июльский дождь", расскажет Станислав Анисимов.
Тонкий камертон эпохи – так называли критики Марлена Хуциева, не в последнюю очередь за работу со звуковой дорожкой его фильмов.
"Звуковое решение фильма было задано уже в самом сценарии – в первых его строках – что звучит увертюра к опере Бизе "Кармен", – рассказал звукорежиссер Борис Венгеровский.
В режиссерском сценарии Марлена Хуциева подробно прописаны шумы, их монтаж, и в этом подходе он смог явно уловить дух времени.
"Наверное, именно в этом и воплощается дух оттепели, в свободе, которая не ограничивается чем-то одним. Это всё идет в какую-то мировую культуру", – отметил киновед, научный сотрудник Госфильмофонда России Кирилл Власкин.
"Шел 66-й год, июль. Это Чемпионат мира по футболу и репортажи Николая Николаевича Озерова, в увертюре это есть", – добавил Борис Венгеровский.
Уловив пока еще не всем заметные, тектонические сдвиги во времени, он увидел в образовавшихся разломах пустоту, гнетущую тишину, наполняемую окружающим шумом, помехами, суетой, от которой никак не скрыться.
"За что упрекали Хуциева – за то, что он показывает зачем-то московские улицы, когда герои просто ходят, что-то смотрят, о чем-то размышляют. Для чего это нужно было, зачем? Почему герои бездействуют, почему они пассивные? Почему они там не стремятся к чему-то большему?" – напомнил киновед, хранитель фондов Киностудии им. Горького Алексей Тремасов.
"Хотелось бы, чтобы это сделало фильм не просто звучащим, а точно выражающим время", – продолжил киновед, сотрудник Музея кино Станислав Луговой.
И вот тогда на первый план выходит голос человека, звучащий в пустоте телефонной трубки, прерываемый молчанием, паузами, в расстановке которых неуловимая, щемящая нота тишины и безысходности: томление духа, зафиксированное на пленку.
"Например, главный лейтмотив этой картины то, что главная героиня постоянно общается с неким Евгением, общается с ним только по телефону. Конечно, это не музыка в прямом смысле слова, но это именно звуковое сопровождение; то, что создает драматургию картины", – сказал Станислав Луговой.
"В фильме было использовано такое количество фонограмм, чего там только не было, там был использован Квинтет Шостаковича, финал Шестой симфонии Прокофьева, Бах в исполнении группы "Свинг сингерс", – подытожил Борис Венгеровский.
Из этого попурри и сложилось то, что позже назовут "Реквиемом по эпохе". К столетию со дня рождения режиссера смотрите на телеканале "Россия-Культура" сегодня в 19:50 документальный фильм "Марлен Хуциев. Айда в кино!".