21 октября 2025, 15:55 21 октября 2025, 16:55 21 октября 2025, 17:55 21 октября 2025, 18:55 21 октября 2025, 19:55 21 октября 2025, 20:55 21 октября 2025, 21:55 21 октября 2025, 22:55 21 октября 2025, 23:55 22 октября 2025, 00:55 22 октября 2025, 01:55

Эрмитаж представляет выставку работ Бернардино Луини

  • Картинка
  • Эрмитаж представляет выставку работ Бернардино Луини
  • Картинка
    Эрмитаж представляет выставку работ Бернардино Луини
  • Эрмитаж представляет выставку работ Бернардино Луини
Художника ломбардской школы XVI века, одного из главных последователей Леонардо да Винчи. В экспозиции – три полотна, два из которых только вернулись из реставрационных мастерских.

Эрмитаж представляет выставку работ Бернардино Луини – художника ломбардской школы XVI века, одного из главных последователей Леонардо да Винчи. В экспозиции – три полотна, два из которых только вернулись из реставрационных мастерских. Дмитрий Ясковский продолжит.

Обворожительная и таинственная, наполненная внутренним светом улыбка Святой Екатерины способна ввести в заблуждение даже зрителя, знакомого с искусством итальянского ренессанса. Полотно вполне можно приписать кисти самого Леонардо да Винчи.

"Взаимовлияние их техники, технологии, трактовки формы – очень похоже. Как плавно переходит от света к тени изображение – эта загадочная улыбка Леонардо здесь есть", – говорит художник-реставратор Государственного Эрмитажа Андрей Цветков.

В зале Леонардо можно увидеть художественное родство его Мадонн со Святой Екатериной. Историки живописи называют Луини представителем школы Да Винчи, но учеником великого Леонардо тот не был. Школа это не рисовальный класс или мастерская, а единое временное пространство, в котором творили художники, ревниво оглядываясь на коллег по живописному цеху. Бернардино не был исключением.

"У него уже другие красные одежды, яркие, насыщенные, бордовые У него другая трактовка формы, он уже чуть-чуть отходит от Леонардо, но невозможно быть прямым подражателем", – объясняет Андрей Цветков.

Реставраторам удалось раскрыть авторский красочный слой, спрятанный за пятивековыми наслоениями.

"Я по возможности постаралась вернуть живописи насыщенность красок, вернуть зрителю тот самый эффект мягкого погружения фигуры в пространство, наследником которого собственно Луини и являлся. И на поверхности удалось оставить тонкий слой старого желтоватого лака, который прежде всего оставляет старую живопись старой", – рассказывает художник-реставратор Государственного Эрмитажа Мария Шулепова.

Святого Себастьяна эрмитажные специалисты реставрировали не менее тщательно. Три года ушло только на раскрытие многочисленных наслоений. Символический смысл картины – в том, что герой своим заступничеством защитил людей от стрел смерти. Сюжет был особенно популярен во время чумы, косившей миллионы жителей средневековой Европы. Картина дважды меняла свою основу – это видно по одной из стрел, как бы составленных из разных частей.

"При переводе первый раз с дерева на холст были состыкованы друг с другом не верно, а с легким уступом. И этот дефект решено было оставить, потому что в контексте композиции такой маленький момент надломленной стрелы имеет право на существование", – комментирует Мария Шулепова.

Третье полотно, выставленное в зале Аполлона еще только ждет реставрации. Это распятие мастер создал в самом начале своей карьеры. Оно дает понять как художник шел от формально-канонического отображения сюжета к вершинам своего мастерства.

"Бернардино Луини повторил отчасти манеру, технику, но он не смог достигнуть той глубины, которую достигал Леонардо да Винчи. И в XIX веке Бернардино Луини за это досталось. За то что он упрощал творчество Леонардо, потому что проникнуть до конца в технические способности гения, в его знания все-таки не удавалось даже таким талантливым последователям", – отмечает куратор выставки Зоя Купцова.

Наследие гения Ренессанса изучают в Эрмитаже больше ста лет и эта реставрация – бесценный опыт в копилку знаний о Леонардо да Винчи, его последователях и той эпохе.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация