Выставку Валерия Чтака "Это не всё, но многое" представила галерея Syntax
"Это не всё, но многое". Ретроспективную выставку Валерия Чтака, ушедшего из жизни в прошлом году, представляет галерея Syntax. В экспозиции – около 70 произведений: от ранней графики на гофрокартоне до масштабных инсталляций. О наследии художника – Юлия Кундрюкова.
В начале двухтысячных друг подарил Валерию Чтаку две краски: черную и белую. С тех пор все его работы – это комбинации черного, белого и серого. И только иногда появляются цветовые акценты. Выставка – ретроспективная, работы – из семейного архива за последние 20 лет жизни художника. Включая, например, одну из знаковых серий – "ЭС-алфавит". Она основана на обмане зрительских ожиданий: буква, изображение и слово – совершенно не сочетаются друг с другом. И с самого начала Валерий Чтак придерживался этого своеобразного алогичного подхода.
"Где пластическая сила буквы не менее важна, чем пластическая сила образа. Где всегда есть какое-то сочетание тривиального и возвышенного: поп-культуры, например – скейты или кроссовки, и как бы при этом – цитаты из истории искусства, или философии", – отметила куратор выставки, основатель Syntax Gallery Эльвира Тарноградская
Он придумал свою вселенную: сквозной персонаж – мистер Стоу, мужчина в шляпе, альтер-эго художника. На гофрированном картоне он встречается то с Кафкой, то с Джоном Ленноном, и при встрече – мало что может сказать. Это – ранние работы. На них – французский философ Жиль Дилёз. Валерий Чтак увлекался философией постструктуралистов. Один из их принципов – это деконструкция текста. То есть разобрать его на составляющие, чтобы выявить скрытые противоречия. Вот, например, работа под названием Лоуренс Стерн – в честь английского писателя XVIII века. На холсте – фамилия и первая буква его имени. А вместе они составляют новое слово, которое переводится как "понижение". Любил Валерий Чтак и парадоксы: рука с телефонной трубкой и фраза "Это не вас" – явная отсылка к работе Рене Магрита "Это не трубка". Серия работ на картоне – это воплощение "слоизма" – термин, который Валерий Чтак придумал для своих работ сам.
"Я думаю, что всё искусство Чтака – это "слоизм", потому что вы понимаете, что в любой его композиции есть наслоение смыслов, слов, изображений, букв. И как известно, его часто называют таким "Хармсом наоборот", или там "Чтак – это наш Хармс в живописи", – поделилась куратор выставки Ирина Горлова.
Полотно "нелинейный нарратив" подсказывает: это хоть и ретроспектива, но работы расположены не по периодам, а вперемежку. Есть в творчестве Валерия Чтака сквозная тема смерти. Художник ушел из жизни после продолжительных болезней: рассеянного склероза и рака. Но никогда не унывал. Как на этой – одной из последних – работ. Валерий Чтак однажды сказал: "Лучше с этой картиной на Земле, чем без этой картины. Это – единственный принцип, по которому мы занимаемся искусством".