Выставка "Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах" в "ГЭС-2"
Масштабный проект исследует образы исторических эпох – Древних Греции и Рима, а также Средних веков – в произведениях мастеров прошлого и настоящего. Он объединит живопись и графику классицизма, академизма и модерна XVIII – XX веков, русские иконы, готическую скульптуру и работы современных авторов: инсталляции, скульптуры, гобелен, видео-арт.
Выставка предлагает сопоставить формы искусства, характерные для Античности и Средневековья, с тем, как они отражаются в актуальной художественной практике, и, таким образом, проверить на прочность стереотипы, согласно которым Древняя Греция – безоговорочный эстетический эталон, а Средние века – наоборот, время культурной стагнации.
"Академизмы" – первая часть проекта исследует античные мотивы в русском искусстве от классицизма до современности, показывая, как образы Греции и Римской империи становились объектом для подражания, критики и иронии. Работы выпускников Императорской Академии художеств соседствуют с произведениями их консервативных последователей и критиков-постмодернистов. Кульминация этого раздела – диалог апокалиптического полотна Льва Бакста "Древний ужас" (Terror Antiquus), написанного в конце 1900-х, и объекта Бориса Орлова "Икар", который был создан незадолго до распада СССР. Эти на первый взгляд непохожие произведения, обращенные друг к другу с полюсов века, выступают развернутой метафорой перехода в новое, неизвестное время.
"Средневековье" – второй раздел выставки развенчивает стереотип о Средневековье как о "темных веках", представляя его как эпоху прогресса, во многом сформировавшую сегодняшнюю реальность. Экспозиция организована по двум направлениям: "книжному" и "иконописному". Первое объединяет работы, созданные под влиянием миниатюр – иллюстраций древних манускриптов. Второе опирается на русские иконы и европейскую скульптуру, иллюстрируя пространственные принципы средневекового искусства и показывая, как современные авторы переосмысливают художественные открытия мастеров прошлого. Смысловое ядро раздела – новые произведения, созданные специально для проекта. Художники переносят темы, волновавшие людей в Средние века, в наше время, предлагают интерпретации сюжетов о конце света и символики той эпохи, рассуждают об их влиянии на визуальную культуру.
Анна Ильченко, куратор выставочных проектов Дома культуры "ГЭС-2": "Концепция и название выставки возникли как ответ на распространенное мнение, согласно которому Средневековье – это период упадка европейской цивилизации. В наши дни, когда мир переживает непростые времена, этот стереотип вновь часто используют для объяснения сегодняшних глобальных изменений. Мы не ставим перед собой задачу полностью опровергнуть это предубеждение или предложить сокрушительные контраргументы. Вместо этого мы, используя формат новеллы – лаконичного и насыщенного повествования, – стремимся создать многогранную картину современных взглядов на Средние века. При этом все представленные точки зрения объединяет общая черта: стремление зафиксировать и осмыслить глубинный метафизический кризис, присущий современности".
ГЭС-2 V A C Дмитрий Белкин, младший куратор выставочных проектов Дома культуры "ГЭС-2": "Выставка показывает, что нам практически недоступны ни реальная Античность, ни реальное Средневековье, и мы скорее оперируем мифами об этих эпохах. Оригиналов большинства античных скульптур не сохранилось, и они обычно существуют во множестве копий и слепков, а средневековая книжная иллюстрация – это скорее мем на экране смартфона, набор странных картинок, настолько она сейчас непонятна. Проект напоминает систему зеркал, в которых отражается то, что давно утеряно, а возможно, никогда и не существовало".
Андрей Паршиков, куратор выставочных проектов Дома культуры "ГЭС-2": "Античные образы преследуют художников, являясь им то в качестве недостижимого идеала, то в виде страшного сна. Однако сегодня эти образы столь же далеки от своего первоисточника, сколь далеки от реальности образы динозавров в музеях, – ведь ученым приходится реконструировать облик животных лишь по скелету. Но, что касается Античности, дело здесь не во внешних признаках, а в утрате той символической системы, которая была свойственна каждой конкретной эпохе. Предметы же средневекового искусства вдохновляют современных авторов не только визуальной формой, но и своим материалом, ремесленной основой, самим процессом создания. Ведь титанический труд, вложенный в строительство готического собора, неотделим от его возвышенной формы и сакральной сути".