13 ноября 2025, 16:24 13 ноября 2025, 17:24 13 ноября 2025, 18:24 13 ноября 2025, 19:24 13 ноября 2025, 20:24 13 ноября 2025, 21:24 13 ноября 2025, 22:24 13 ноября 2025, 23:24 14 ноября 2025, 00:24 14 ноября 2025, 01:24 14 ноября 2025, 02:24

"Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах" – в Доме культуры "ГЭС-2"

  • Картинка
  • "Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах" – в Доме культуры "ГЭС-2"
  • Картинка
    "Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах" – в Доме культуры "ГЭС-2"
  • "Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах" – в Доме культуры "ГЭС-2"
Выставочный проект предлагает сравнить и сопоставить формы искусства, характерные для Античности и Средневековья, с тем, как они отражаются в актуальной художественной практике.

Выставка о связях Античности, Средних веков и современного искусства открылась в Доме культуры "ГЭС-2". В экспозиции – живопись и графика классицизма и модерна, готическая скульптура и произведения XXI столетия. Как прошлое влияет на визуальную культуру настоящего – узнал Евгений Краков.

Религиозные фанатики, вездесущее невежество и упадок – таким современному человеку обычно представляется средневековье. На руинах цветущей и развитой античной цивилизации началась эпоха, которую так и прозвали – тёмные века. Одна из миссий этой выставки – развенчать этот стереотип. Показать, что средневековье – скорее не провал, а лишь переходный период.

"Тёмные века – не настолько отстроены от этих идеалов античности. И найти глубокую связь того, что же делает их не тёмными, уже с точки зрения нас, из 2025 года, это наверное стало основной задачей", – говорит программный директор Дома культуры "ГЭС-2" и фонда V–A–C Алиса Прудникова.

Выставка разделена на две части – античную и средневековую. Первая из них строится вокруг как оригиналов, так и современных копий. Это и классическая живопись, и пенопластовый Аполлон Бельведерский, и композиция Бориса Орлова "Икар", отсылающая к древнему мифу, и даже эти портреты, где античные скульптуры нарисованы в цвете. Это тоже развенчание стереотипа – у античных мастеров все они были пёстрыми и разноцветными, а не белыми, как многие думают.

"В середине XIX века, когда обнаружил что античная скульптура была полихромной, то есть многоцветной, это был настоящий кризис. Пришлось переписывать всю историю искусств, это буквально был такой шок", – рассказывает куратор выставки Дмитрий Белкин.

В Средневековой половине выставки идеалистические образы сменяются бытовыми зарисовками, а вместо мифических богов и героев на первый план выходят библейские мотивы, как например всадники Апокалипсиса с картины Васнецова.

"Средние века привлекают художников именно своим высоким мастерством. Именно совершенно иным и качественным подходом к материалу. И это в каком-то смысле возвращение к ручному труду", – подмечает куратор выставки Анна Ильченко.

С новой эпохой приходят другие реалии жизни – Европа обрастает феодальными замками, а в сознание людей всё глубже проникают суеверия и страхи. Всё это нашло отражение на выставке. "Подкоп" Дани Пирогова – это самая большая работа в экспозиции. Монстры пробивают брешь в крепостной стене, и в осаждённый замок врывается целый средневековый бестиарий.

"Я работаю на грани фигуративного и абстрактного. Всё это было создано таким образом, что издалека эта работа кажется такой абстрактной массой, такой эмоциональной, вырывающейся из стены. Но когда мы подходим ближе, разгадываем детали, мы некую фигуративность", – делится мнением художник Даня Пирогов.

На самом деле, жители тёмных веков и не подозревали что в будущем их время назовут именно так. Взгляд на эту эпоху через призму современного искусства ещё и даёт пищу для размышлений: как историки через столетия станут называть время, в которое живём мы.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация