Выставка "Королевский Копенгаген" – в усадьбе Кусково
"Королевский Копенгаген" – в усадьбе Кусково. Музей представляет лучшие образцы фарфора Дании XVIII – XX веков. Он был очень популярен в царской России благодаря тесным династическим связям двух стран. О тончайших техниках производства – Ксения Егорова.
Затейливые виньетки, узнаваемые сюжеты, необычная технология производства, нежнейшие переходы цветовой гаммы. Все это копенгагенский фарфор. Музей Кусково впервые представляет такой полный набор посуды и других необходимых человеку предметов датского производства.
"Моду на скандинавский фарфор в Россию принесла Мария Федоровна, супруга Александра Третьего, датская принцесса Дагмар", – пояснил директор музея-заповедника "Останкино и Кусково" Сергей Авдонин.
Благодаря любви российской императрицы датского происхождения к фарфоровым статуэткам, в нашу страну пришли технологии его производства и мода. Как на вполне утилитарные вещи, вроде сервизов, так и на затейливые, исключительно для украшения дома или повода для светской беседы. Сказочник Андерсен поставлял свои сюжеты не только для книг, но и для этих изделий. Впрочем, сказками не ограничивались. Отвечали датские художники и на события глобальные. Во время Первой мировой Дания сохраняла нейтралитет – и это не мешало делать фарфор, поздравляя покупателей с трудным, но все же – Новым годом.
"В 1915 году были созданы эти тарелки в самый разгар Первой мировой войны, и датские художники откликнулись на события, и сделали целую серию тарелок, на которых был изображен Георгий Победоносец", – рассказала заведующая научно-хранительским отделом "Музей керамики" музея-заповедника "Останкино и Кусково" Виолетта Микитина.
Особые технологии производства копенгагенского фарфора – надглазурной росписи и техники бисквит – это когда без рисунка и почти мраморная поверхность – стали узнаваемыми в России. В Дании же эти часы не остановились – мануфактура превратилась в крупный концерн "Королевский Копенгаген" и сегодня продолжает выпускать такой узнаваемый фарфор.