Выставка бурятского художника Зорикто Доржиева "Пробуждение" открылась в Иркутске
Выставка бурятского художника Зорикто Доржиева "Пробуждение" открылась в Иркутске. В его работах переплетаются образы будущего и личные воспоминания, буддийская символика и панк-культура. У этого стиля особое название. Какое – знает Ольга Ринчинова.
Один из самых известных и непредсказуемых современных художников России – экспериментатор Зорикто Доржиев. В Иркутской Галерее современного искусства сегодня он наблюдает, как разместились в пространстве его работы.
"Выверено и очень тонко настроено. Когда зритель считывает не сразу, а постепенно начинает входить в эту историю, то проект для него внутри складывается", – поделился художник Зорикто Доржиев.
"Есть авторы, которым нужно помочь раскрыть эти смыслы, а есть авторы, которым нужно ни в коем случае не помешать. Здесь – не помешать", – отметила директор Галереи современного искусства Виктора Бронштейна Ольга Бронштейн.
Искусство Зорикто Доржиева покорило ведущие мировые арт-площадки. Его работы не раз продавались на аукционе Кристи. Для Иркутска галеристы выбрали около 30 картин.
"С одной стороны, игривые работы художника на этих полотнах, связанных с мыслями. С другой стороны, серьезные работы – изображения будд. Металлические маски представлены впервые: боевые маски, которые использовались в бою для защиты лица, и погребальные, в которых погребались цари, фараоны", – сказал галерист Виктор Бронштейн.
У Зорикто Доржиева более 11 лет специального образования – сначала училище, потом институт, стажировка в Российской академии художеств. Он в совершенстве владеет академическими приемами и правилами, но словно для того, чтобы их нарушать. Искусствоведы не знали, как назвать то, что делает Зорикто Доржиев. И он им помог: несколько лет назад он придумал определение – Ваджрапанк. Панк – это то, что ломает стереотипы. И ваджра – это традиционный буддистский ритуальный предмет. Это стиль на стыке противоположностей. На полотнах Доржиева личные мифы становятся универсальными. Эта работа появилась после рождения сына – "Из тьмы". Здесь другое настроение: "Салон красоты" – ирония художника над стремлением женщин остановить время. Мужское лицо в синем цвете Зорикто уже как будто писал. Но это иное – оно прожило жизнь, наполнилось смыслами и внутренним багажом.
Зорикто Доржиев: "В мужском образе собирается космос внутри. Мышление – то, к чему идет мужское начало, стремится в небо. На противоположной стороне женский образ: небо снаружи, а все золото сконцентрировано внутри некоего мира, которое женщина превращает в золото".