Музыкальный язык современности – на фестивале "Другое пространство"
Московская филармония продолжает концертный цикл "Другое пространство", который знакомит публику с современной музыкой. В программе очередного вечера встретились четыре композитора: двое в расцвете своей творческой карьеры и двое, ставшие классиками при жизни и недавно покинувшие этот мир. Из зала имени Чайковского – Дженнет Арльт.
Концерт открывает мировая премьера – сочинение с поэтическим названием "Хочу, чтобы звуки светились" петербургского композитора Элины Лебедзе. Произведение создавалось в творческой лаборатории "Курчатов Лаб", участники которой работают на стыке искусства и науки.
"Решила сделать что-то вроде мокьюментари научного эксперимента. Я представила, что некоторые звуки вдруг стали тихонько светиться, что есть такое физическое явление", – рассказала композитор Элина Лебедзе.
Для достижения эффекта "свечения" музыканты Московского государственного академического симфонического оркестра используют специальные ленточки, которыми цепляют струны – двигая ими, как смычком, и возникает еле уловимый, практически невесомый звук. Такой научный подход – пролог к центральному сочинению программы – Второму скрипичному концерту Софии Губайдулиной.
"Губайдулину очень увлекал принцип божественной символики чисел. Она построила в том числе этот Второй концерт на ряде Фибоначчи. Ее темповые смены и являют собой число Фибоначчи", – поделился скрипач Даниил Коган.
Сочетание интуитивного и рационального – творческий метод Губайдулиной. И если форма скрипичного концерта выверена с математической точностью, то внутри – океан эмоций.
"Такая музыка вся на грани, это оголенные нервы, абсолютно без кожи. Я даже оркестру говорил: друзья, нельзя просто играть это всё, если два форте, то это часто на грани истерики", – отметил дирижер Алексей Рубин.
Софии Губайдулиной посвящена вторая мировая премьера вечера – сочинение Алексея Ретинского "Священные сверчки Софии". Оно построено на особом эффекте, который однажды использовала Губайдулина: почти половина оркестра настроена на четверть тона ниже другой. Это создает ощущение двух миров, которые то расходятся, то неожиданно синхронизируются. Этот эффект композитор Алексей Ретинский обнаружил и в природе, когда однажды, находясь на юге, услышал пение цикад.
"То же самое очень часто можно заметить на концертах в филармониях, когда люди сперва хаотично аплодируют, а потом неминуемо, хотят они того или нет, синхронизируются. То же самое можно наблюдать в природе, как процессы мурмурации у рыб, у птиц. Когда нечто, обособленное по своей сути, становится единым в геометрии, в красоте своей формы", – пояснил композитор Алексей Ретинский.
Завершает концерт московская премьера сочинения "Орион" финского композитора Кайи Саариахо. Как и Губайдулина, она ушла из жизни в статусе классика. Их творчество – часть огромной Вселенной под названием современный музыкальный язык. Его исследование и фиксация и есть миссия цикла "Другое пространство".