Московская филармония открыла новый сезон цикла "Другое пространство"
Две премьеры открыли новый сезон цикла "Другое пространство" Московской филармонии. Вместе с сочинениями современных композиторов в программу вошли произведения классиков XX века. Из концертного зала Чайковского – Дженнет Арльт.
Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Фёдора Леднёва исполняет симфонию одного из крупнейших немецких композиторов ХХ века Пауля Хиндемита. Она написана на основе его же оперы "Художник Матис". Либретто композитор сочинил еще в начале 1930-х. История жизни легендарного деятеля эпохи Возрождения, известного как Матиас Грюневальд. Тема гонимого художника и власти не устраивала официальное искусство фашистской Германии: опера Хиндемита была запрещена, но позже начала свою жизнь в виде одноименной симфонии. Программа этого концерта: диалог сквозь время. От Пауля Хиндемита, который в прошлом столетии искал место художника в мире катастроф, – к нашим современникам, которые переосмысляют настоящее. И говорят о нем современным музыкальным языком. Что такое современная академическая музыка и как можно обозначить ее основные черты (да и можно ли это сделать!), за кулисами обсуждают два композитора – Юрий Каспаров и Антон Светличный. В концерте звучат их новые сочинения.
"Современная музыка определяется не приемами игры, не диссонантными созвучиями, не отсутствием мелодии. Современная музыка определяется течением музыкального времени. Потому что физическое время в разные эпохи течет по-разному, и музыкальное время в разные эпохи течет по-разному.", – отметил Юрий Каспаров
Пятая Симфония Юрия Каспарова – первое исполнение. Композитор дал ей название "Кафка". Как отмечает автор, это высказывание о современном мире, в котором абсурдная реальность из романов и рассказов Кафки неожиданно воплотилась в жизнь. А Антон Светличный создал музыкальное эссе о самом феномене музыкального авангарда. За основу взят термин Trobar clus – стилистическое направление поэзии трубадуров, где стихосложение отличалось трудным, замысловатым языком. Впрочем, новаторы и реформаторы искусства встречаются во все времена.
"Эта музыка про попытку построить мосты между этими авторами, аутсайдерами, одиночками из разных эпох, людьми, которые экспериментировали, искали нечто странное и необычное, может быть, в надежде на то, что потом это странное станет более нормативным, а может быть, и без надежды. Так или иначе у них это получилось. Они что-то нашли, и мне хотелось как-то об этом поговорить, но только не средствами текста, а средствами музыки именно", – сказал композитор Антон Светличный.
Новая музыка нашего времени – и в следующих концертах цикла "Другое пространство".