"ГЭС-2" представляет ретроспективу фильмов Глаубера Роши
"Новое кино – это я", – дерзко заявлял бразильский режиссер Глаубер Роша. В "ГЭС-2" проходит первая в России ретроспектива фильмов мастера. Его киноязык высоко ценили Луис Бунюэль, Бернардо Бертолуччи, Микеланджело Антониони. О творческом методе Роши – Станислав Анисимов.
"Восстание сновидений" – так называется первая ретроспектива бразильского режиссера Глаубера Роши. Брехт, Эйзенштейн – его источники вдохновения. Роша появился на киносцене, пугая и гипнотизируя зрителей дикой природной силой.
"Он одновременно попал во все тренды на появление нового кино, на появление новых языков кино за пределами Европы и Америки. Он занимался экспериментами и пытался развивать язык кино параллельно с Годаром, Феллини и другими великими режиссерами 60-х", – рассказал куратор кинопрограмм Дома культуры "ГЭС-2" Денис Рузаев.
"Сюрреалист, футурист, дадаист и марксист" – так говорил о себе Глаубер Роша. Сочетание разнообразных течений сохранилось в его творчестве навсегда. Бразильскую культуру, по мнению Роши, можно смело назвать культурой голода, на ней и "зиждется трагическая оригинальность "нового кино", писал режиссер. Нормальная реакция голодного – насилие, однако такое насилие идет не от примитивизма. Эта эстетика прежде всего революционна.
"Та искренность, то откровение и та смелость, с которой он идет к камере, до сих пор поражают, и нам интересно всматриваться в это явление, которое в нем сконцентрировано и дано очень ярко", – добавил младший куратор кинопрограмм Дома культуры "ГЭС-2" Вячеслав Шутов.
Открыл московскую ретроспективу показ ленты "Черный бог, белый дьявол". Кинокритик Ричард Броуди назвал этот фильм горьким и ужасающим видением социального тупика. Всего в ретроспективной программе девять фильмов. У зрителей есть редкая возможность увидеть, как шли поиски выразительных средств в картинах Глаубера Роши и менялся почерк самого режиссера.
"Он каждый раз заново себя изобретает. Показать, наверное, смену эпох – то, как 60-е сменялись 70-ми, за ними пришли 80-е. И как менялся кинематограф, потому что фильмы Роши, мало как какого другого режиссера, показывают спешность и бурность этих перемен", – отметил Денис Рузаев.
Глаубер Роша писал: "Революционное искусство должно обладать достаточно мощной магией, чтобы околдованный им человек больше не мог продолжать жить в этой абсурдной реальности". С течением времени магия фильмов бразильского режиссера только усилилась.