Игорь Кваша. Преданный рыцарь одного театра...
Умер Игорь Владимирович Кваша. Принципиальный, обаятельный и очень трогательный человек. Блестящий актер. Ходишь год за годом в театр и в кино, смотришь на таких актеров, как он, и кажется тебе, что их век нескончаем, что тебя уже не будет, а они будут. А как же без них? Уход Игоря Кваши рождает ощущение пустоты, которую никто и ничто не в состоянии заполнить. И то, что он останется на кинопленке, в записях спектаклей, в десятках ролей, это довольно слабое утешение. Соболезнования родным и близким актера выразили президент и премьер-министр России. Рассказывают «Новости культуры».
Игорь Кваша всегда выходил победителем из любой, даже самой безнадежной ситуации. Два года назад он появился на родной сцене «Современника» после серьезной болезни. Верховенского в «Бесах» польского режиссера Анджея Вайды играл на пределе возможностей. Реплики актера то и дело прерывали аплодисменты. Пресса писала: любимец публики снова за работой. Вот и в этот раз до последнего надеялись: победит, выстоит…
«Игорь Кваша совершенно неотделим от театра, и театр совершено без него, честно говоря, не представим. Это надо еще осознать, что случилось. Вынута такая мощная свая фундамента "Современника"», – говорит народный артист России Авангард Леонтьев.
Рыцарь театра, Игорь Кваша был предан своему «Современнику» всю жизнь. В 1957 году Галина Волчек и Олег Ефремов пригласили артиста в свою команду создавать новый театр. И пошло: яркий, глубокий, неординарный, адепт старой актерской школы, он сыграл, кажется, больше половины всего репертуара «Современника». Блестящий Гаев в чеховском «Вишневом саде», рассказчик в постановке «Балалайкин и Ко», папаша Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад», Чебутыкин в «Трех сестрах»… Все время на грани между комедией и трагедией. Может, потому так часто у касс театра можно было услышать: «А Кваша сегодня играет?».
«Это служение театру очень порядочного человека, бескорыстного. Игорь Кваша – это вся жизнь, молодость, "Современник". Особенно его роль в "Голом короле"», – вспоминает народная артистка России Алла Демидова.
Театр у него был всегда на первом месте. От кинопроб часто отказывался, но каждое появление его на экране вызывало у публики море эмоций, начиная с первой роли бойца Сени в фильме «В трудный час». Самыми кинематографически насыщенными для актера стали 1970-е – 1980-е годы: «Соломенная шляпка», «Сыщик», «Сказки старого волшебника», «Человек с бульвара Капуцинов», «Тот самый Мюнхгаузен».
«Я считаю, что он вообще комедийный актер был, один из лидеров всего нашего кино. У него была такая мера азарта, понимаете, он самые неожиданные вещи сразу стремился попробовать сыграть», – рассказывает кинорежиссер, сценарист Геннадий Полока.
Весть об уходе артиста застала его коллег врасплох. Многих из них нет в Москве.
«Ему мало было что-то сыграть, ему надо было высказаться. Одна из его лучших работ – это передача "Жди меня", где его полюбила вся страна. Сыграть там ничего нельзя – там была такая теплота, уважение друг к другу, любви, искренности, что хотелось плакать, как хочется плакать сейчас», – признается народный артист РСФСР Валентин Гафт.
«В последнее время я к нему все больше и больше прислушивался как к человеку, которому можно было доверять. Он сохранял в себе важное качество: четко понимал, что хорошо, что плохо. У него была четкая гражданская позиция», – отмечает народный артист России Евгений Миронов.
Десятки сыгранных ролей – таких разных. Для одних Игорь Кваша останется лукавым простаком, для других – отъявленным, но таким обаятельным, негодяем, для третьих – светлым героем…
В нашей программе произошли изменения. Памяти Игоря Кваши посвящен документальный фильм «Я вышел на подмостки». Он выйдет в эфир завтра, 1 сентября, в 15:15. Сразу после этого, в 15:55, смотрите телеверсию спектакля «Трудные люди», а 4 сентября, в 19:45, – программу «Линия жизни», в которой актер рассказывал об учебе в Школе-студии МХАТ, о друзьях и единомышленниках, о создании театра «Современник», о серьезном и не серьезном в профессии и жизни.